На первой выставке-отчёте Императорской Академии художеств была показана эта картина

На первой выставке-отчёте Императорской Академии художеств была показана эта картина Алексея Венецианова

на первой выставка

Картина Алексея Венецианова «Вот-те и батькин обед!» была показана на первой выставке-отчёте Императорской Академии художеств в 1824 году под названием «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил». Вскоре полотно «Вот-те и батькин обед!» великолепно вписалось в коллекцию знаменитой Третьяковки и с тех пор занимает в ней достойное место.

     Даже спустя столетия эта незамысловатая по сюжету картина покоряет сразу. На полотне изображены крестьянский мальчик, которому на вид не больше шести лет, и собака. Герои сидят возле дерева. О том, что действие происходит летом, говорит одежда ребёнка. Он босой и одет только в длинную белую рубаху. Рядом с парнишкой лежит опрокинутый бурачок, из которого вылилось молоко.  Мальчик сидит, грустно подперев голову рукой. А рядом белый лохматый пес сочувствует ему. Но ребёнок безутешен. Ведь его теперь ожидает наказание за пролитый обед, да и отец голодным останется… Все эмоции, что охватывают героя, можно легко прочитать на его лице. Так что зрителю невольно приходится сочувствовать беде парнишке.

   Критик, будущий конференц-секретарь Изящной академии художеств Виктор Григорович так потом напишет об этой работе: «Мальчик, горюющий о том, что уронил бурак с молоком и пролил, посажен как нельзя лучше. Собака, верный товарищ его, чувствует беду своего маленького хозяина. Эта картинка отличается сочинением, силой освещения и весьма хорошим рисунком во всей фигуре, исключая слегка левой ноги, который, кажется, несколько великоват».

     Полотно «Вот-те и батькин обед!» великолепно вписалось в коллекцию знаменитой Третьяковки и занимает в ней достойное место.

После женитьбы художник начинает писать жанровые сценки

    Первоначально, Алексей Венецианов специализировался в портретной живописи. Это были заказные работы и работы «для себя». В течение двадцати лет им было выполнено восемнадцать портретов. Но, женившись и переехав в Тверскую губернию в имение Сафонково, художник начал писать жанровые сценки из крестьянской жизни. Именно эти работы принесли живописцу всеобщее признание. Его расцвет относится к 20 – 30 годам XIX века. В то время в залы Академии стали пускать людей «без всякого разбора», т. е. всех сословий. И творчество художника сразу нашло у них самый теплый отклик. Людям были понятны работы Венецианова. Ведь на них были изображены такие же простые, как все они, герои. Переворотом в его творчестве и новаторством того времени стала знаменитая работа «На пашне. Весна»

   Наиболее известными работами, которые были тогда написаны, стали картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и «Захарка». Ещё одна его известная картина «Пастушок с дудкой», которая находится в Тверской областной картинной галерее. Работа выполнена на дереве. На ней изображён набегавшийся за день мальчуган. Он в задумчивости лежит и отдыхает. Босая ножка измазана землей. Нежность его возраста сопоставлена с молоденькой березкой, рядом с которой он расположился. В скромной котомочке под рукой находилась еда. Теперь, похоже, котомка опустела, и мальчик с естественной грацией на неё опирается. Его руки работа еще не огрубели и не изуродовала. Глядя на картину, невольно задаёшься вопросом: какая судьба ждет этого парнишку? Следует отдать должное художнику — Алексей Венецианов рисовал, не подражая мастерам, чьи картины видел в Эрмитаже. Он изображал жизнь такой, какую видел. Потому-то народ и полюбил его творчество.

   Художник-новатор

    Картину «Спящий пастушок» критики восприняли с восторгом и назвали считают новаторским полотном. Сюжет прост. Заснувший подросток прислонился спиной к березе. За ним течёт речка, берега которой поросли мягкой травой. На другой стороне речки идёт девушка по воду с коромыслом на плече. Если приглядеться, то можно увидеть слева в углу часть спины, видимо, рыбака. Медленно тянется длинный теплый летний день. Это вековечная Русь встает в холмах и перелесках вдали. Пейзаж как бы слился с людьми. Всё на полотно смотрится естественно, как сама жизнь. И всё потому, что художник работал на пленэре, что до него не было принято. Чуть позже его коллеги по цеху поймут — работа на природе придаёт особый дух картине и последуют примеру Венецианова. Но не каждый сумеет с таким теплом изображать сельскую жизнь!

    К слову, именно Алексей Венецианов впервым начинает рисовать на своих полотнах крестьянских детей. До него этого никто не делал, как никто до него не пытался развивать у крепостных крестьянских детишек таланты. А вот Венецианов впервые в истории России у себя в селе создаёт школу для способных крестьянских детей, в том числе и крепостных. Кстати, многим своим ученикам художник потом помог стать свободным. За двадцать лет существования в ней прошли обучение семьдесят человек. Среди них была и дочка художника Александра.

Школа Венецианова

     Особенностью педагогической системы мастера был отказ от академических канонов и слепого копирования чужих работ. Своих воспитанников мастер учил рисовать с натуры.

    Сначала его ученики писали натюрморты, затем интерьеры. Потом переходил к живой натуре, заканчивалось основное обучение живописью на открытом воздухе. Параллельно мастер помогал ученикам понять законы перспективы, формы и цвета, эффектов освещения.  Некоторые ученики даже становились его помощниками в выполнении заказных работ. Многие из них получили популярность как мастера интерьерной живописи. Собственно говоря,  с них и начался расцвет интерьерной живописи в России.

     Художник понимал, что обучить одаренных детей живописи недостаточно. Надо помочь им определиться в жизни, дать официальную профессию. Поэтому он всеми возможными способами пристраивал своих воспитанников вольноприходящими учениками в Академию художеств, помогал им выставляться на академических выставках. В этом деле ему активно помогал поэт Василий Жуковский.

   Часть из его воспитанников,  примерно с середины 1830-х годов, отошла от манеры своего учителя. Они стали последователями яркого академизма Карла Брюллова с чертами внешной эффектности и натурализма. Не будем судить их строго. Тем более, что никто из них так и не смог подняться выше своего наставника…

 Предыдущая публикация по теме «Сто шедевров живописи» — «Авангардный эксперимент художника Петра Вильямса»

Наталья Швец

Репродукция картины Алексея Венецианова «Вот-те и батькин обед!»