Охотники на привале в своё время наделали много шума и были неоднозначно приняты публикой
Картина «Охотники на привале» Василия Перова впервые экспонировалась на 1-й передвижой выставке и сразу наделала много шума, вызвав противоречивые отклики. Критик Владимир Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами Ивана Тургенева. Михаил Салтыков-Щедрин обвинил художника в излишней театрализации и наигранности эмоций… В «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных персонажей – знакомых Перова.
Картина была написана Перовым в 1871 году, к этому времени художник уже отошёл от изображения острых социальных картин народной жизни, какими была насыщена первая половина его творчества («Тройка», «Проводы покойника» и др.). Во многом на это повлияло общее разочарование интеллигенции, а также смерть семьи художника от болезни.
Во второй половине творчества Перов больше внимания уделяет бытовым сценам из жизни простых людей. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале». Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной…
Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома.
Критики о картине
Михаил Салтыков-Щедрин об этой работе художника написал следующее: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актёр, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований».
В противовес ему Федор Достоевский высказал совершенно иное мнение: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врёт он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чём он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства.
Прототипы героев-охотников
Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты. Видно, что он бывалый охотник. Мужчина рассказывает о своих подвигах. По тому, как напряжены его руки, понятно, что он говорит о том, что как-то встретил медведя и, конечно же, вышел из этой схватки победителем. Василий Григорьевич Перов сослужил отличную службу медику, ещё больше прославив его.
После того как картина была представлена на передвижной выставке, Кувшинников стал весьма популярен в художественных, театральных, литературных кругах. В его квартире стали собирались художники, писатели, артисты. Известно, что именно он послужил прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна стала хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали Василий Перов, Исаак Левитан, Илья Репин, Антон Чехов и другие знаменитые художники и писатели.
В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Этот юноша был коллегой и другом Бессонова и Кувшинникова. Через год молодой человек женился на племяннице знаменитого писателя Льва Толстого. Дочь Нагорнова Анна Володичева в 1962 году напишет искусствоведу Виктору Маштафарову:
«Кувшинников Д.П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В.В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».
Жесты персонажей имеют большое значение
Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю. Ухмыляющийся охотник недоверчиво почесывает голову. Левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы.
Искусствоведы справедливо считают, что изображённая в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.
Полотно, написанное Василием Перовым сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве. Авторский повтор, созданный художником в 1877 году, – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Третий вариант картины, найденный в 1984-м, экспонируется в областном художественном музее им. В.В. Верещагина города Николаева.
Публикация по теме: Апофеоз войны — программное произведение Василия Верещагина
Елена Сурикова
Фото: открытые источники