Павел Федотов: «Завтрак аристократа»

завтра аристократа

Поначалу картину, известную нам как «Завтрак аристократа», Павел Федотов назвал «Не в пору гость». Сюжет у него родился после прочтения фельетона «Письма столичного друга к провинциальному жениху», опубликованного в 1848 году в журнале «Современник». А название «Завтрак аристократа» появилось уже после смерти художника в 1862 году и долго не приживалось. Интересно, что было ещё третье название — «Ложный стыд», но его сегодня практически никто не знает.

Зрители долго не могли понять, почему персонаж картины именуется аристократом, он ведь только хочет казаться таким. Подобный типаж во времена художника называли «царьком среднего света» и высмеивали во многих литературных и художественных произведениях. Красноречивым подтверждением тому служит фельетон Ивана Гончарова, в котором писатель с иронией отзывался о столичных франтах.

Не понаслышке зная жизнь этого сословия и искренне сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману щёголям, Гончаров насмехается над ними: «Чтобы надеть сегодня привезённые только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами или променять свою цепочку на другую, только что полученную, он согласится два месяца дурно обедать».

Кроме того, автор предлагает приезжать к таким вот личностям внезапно и заставать их врасплох, чтобы увидеть, как они живут в реальности: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?» 

Завтрак аристократа

Картину «Завтрак аристократа» Павла Федотова можно смело назвать иллюстрацией к фельетону Гончарова. Первое, что бросается в глаза, — это одетый по последней моде герой, который прикрывает книжкой ломоть чёрного хлеба. Но разобраться, что происходит на самом деле достаточно сложно. По крайней мере нам, современным зрителям.

А вот те, кто видел полотно в XIX веке, сразу понимали, что комната обставлена дорогими предметами. На франте шёлковые красные штаны, турецкие туфли, восточная парчовая шапочка, его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Модным в то время было и курение папирос и в пепельнице на столе, конечно, лежит окурок. Даже мусорную корзину из простой соломы Федотов изображает в виде древнегреческой амфоры.

Молодой человек явно старается казаться частью высшего общества, живёт напоказ. Это стремление выдают многочисленные предметы роскоши — статуэтка на шкафу, бюстик Листа, фигурка собаки с позолотой… На столе у героя валяются театральные афиши, а на стене висят картины. Но очевидно, что всё это — фальшь.

Главный герой

Истинную приземлённость героя выдаёт его небрежный внешний вид, развязанный неаккуратный халатик и, конечно, хлеб, который он прячет под книгой. Такой скудный завтрак указывает на то, что с деньгами у него совсем туго. Для наглядности художник написал на столе открытый пустой красный кошелёк. Кусочек чёрного хлеба — вот, пожалуй, и весь его завтрак, и как знать, может быть заодно и обед с ужином.

А сам «аристократ» очень испуган неожиданным визитом, а вдруг гость расскажет о реальном состоянии дел или того хуже — а если это кредитор? К слову, самого посетителя художник рисовать не стал, видна только его рука… Зато можно определить в какое время суток происходило действо. На это указывает палевый цвет перчаток, который обычно одевали утром и днём, а вот вечером полагалось носить белые перчатки.

Естественно, возникает вопрос: а где деньги? Федотов даёт подсказку — на полу можно увидеть остатки игральных карт. Судя по всему, герой заядлый картёжник и и проиграл своё состояние.

Мастер бытовой живописи

В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Идеи для своих произведений художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. К примеру, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Ивана Андреевича Крылова.

Если же рассматривать «Завтрак аристократа» в контексте творчества Павла Андреевича Федотова, то совершенно очевидно, что картина стала логическим продолжением его серии бытовой живописи, куда входят «Сватовство майора», «Свежий кавалер», и др. работы.

В настоящее время картина «Завтрак аристократа», наряду с другими значимыми работами художника, находится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. В своё время основателю музея Павлу Третьякову удалось собрать некоторые редкие графические работы раннего периода творчества Федотова. Сегодня они хранятся в фондах галереи, но не выставляются в залах. Живописные полотна, попавшие в собрание уже позже, входят в постоянную экспозицию. Это картина «Завтрак аристократа», ставшая предметом обсуждения в данной статье, а также полотна «Сватовство майора», одна из авторских копий «Вдовушки», «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».

завтрак аристократа
П. Федотов. Завтрак аристократа. 1849-1850 гг.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Верховный вождь киргизского племени на картине Василия Верещагина