«Поход москвитян. XVI век»: патетика в творчестве художника Иванова

поход московитян

Большое историческое полотно «Поход москвитян. XVI век», которое можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, относится к позднему творчеству художника Сергея Иванова. Оно было написано в 1903 году и изображает эпизод одного из зимних походов войска Ивана Грозного. В исторических событиях живописец искал и находил красоту и патетику.

В это время Сергей Иванов был особенно увлечён сюжетами реальных исторических событий. Переносимую на полотно тему он раскрывал через народные характеры, которые считал главной движущей силой любого процесса. 

Кстати, позже многие искусствоведы «Поход москвитян» сравнивали с картиной Сурикова «Переход Суворова через Альпы» и находили много общего. По крайней мере, говорили они, на лицах солдат изображена решимость и отвага и все они верят своим командирам…

«Поход москвитян. XVI век»

Зимний поход московского войска при царе Иване Грозном состоялся во второй половине XVI века. Один из манёвров Иванов представлял себе так, как мы видим на картине.  Вниз по крутому склону, покрытому глубоким снегом, катятся на лыжах вооружённые люди с деревянными щитами. Некоторые едва держатся на ногах, падают в снег, другие же твёрдо стоят на лыжах. 

Композиция построена по диагонали, что подчеркивает стремительное и неотступное движение «лыжной рати» вперёд, навстречу врагу. Войско растянулось до горизонта, и у зрителя появляется ощущение могучей и необозримой массы солдат.

В правой части картины – воевода на коне, за ним – строй конных стрельцов в красных кафтанах, простые воины-ополченцы в цветных одеждах держат пики, клинки и бердыши. Вместе с войском движутся и сани с провиантом. К ним прикреплены деревянные щиты, из которых в бою составлялись «гуляй-города» – передвижные полевые укрепления.

Английский моряк Ричард Ченслер в 1553 году писал именно о таких воинах: «Я думаю, что под солнцем нет людей, способных к такой суровой жизни, какую ведут русские. Хотя они проводят в поле два месяца, когда промораживает землю уже аршина на 2 вглубь, но простой солдат не имеет ни палатки, ни чего-либо иного над своей головой: обычная их защита – войлок, выставляемый против ветра и непогоды».

Объединение «36 художников»

Известно, что Сергей Иванов всегда очень серьёзно продумывал композицию произведения. Не была исключением и работа «Поход москвитян. XVI век», впервые представленная на III-й выставке объединения «36 художников» в 1903 году.

Это общество было основано в 1901-м по инициативе Аполлинария Васнецова, Сергея Виноградова, Ильи Остроухова, Василия Переплётчикова. Причиной его создания стал тот факт, что выставки объединения «Мира искусства» устраивались только в Петербурге. Три из них уже прошли, и продемонстрированные там работы современных художников так и остались неизвестными широким слоям московской публики. Пробел надо было заполнить, поэтому и возник союз «36 художников». В него входили многие передвижники, а также большинство участников выставок «Мира искусства». Довольно активно в нём был задействован и Сергей Иванов.

В 1902 году на выставке нового союза экспонировалась его картина «Царь. XVI век». Она перекликается с написанной ранее картиной «Приезд иностранцев». Такой же зимний день, только нет любопытствующих, все пали ниц. И по этому своеобразному коридору, мимо уткнувшихся в снег людей, торжественно шествуют царские стражи в красных кафтанах. На богато украшенной лошади возвышается сам царь — толстый, неуклюжий, с задранной кверху головой и высокомерным взглядом.

А зимой 1903 года одновременно с картиной «Забастовка» Иванов передал для выставки «Поход москвитян. XVI век». И вновь у него морозный день и многофигурная композиция.

Сюжеты из прошлого

Первую известность художнику принесла картина «В дороге. Смерть переселенца», которую сразу приобрёл Павел Третьяков. Однако вскоре мастера бытового жанра стали привлекать сюжеты из прошлого. И он с головой погрузился в архивные документы. Подолгу просиживал в Эрмитаже, делая зарисовки древнерусского оружия.

Работу над первой крупной картиной на историческую тему Иванов начал в Зарайске. Он решил обратиться к Смутному времени. Работа над полотном шла трудно. Иванову приходилось прерывать её, чтобы уточнять некоторые детали, делать эскизы и натурные зарисовки. Он писал и стирал уже готовое, неудовлетворённый сделанным.

В итоге Иванов создал картину «Смута», где главным героем стал измученный безвременьем народ, который в жестокой злобе и ненависти набрасывается на труп Григория Отрепьева. Художника интересует не жертва, а многоликая и мощная толпа. На полотне видны лишь ноги Лжедмитрия, тело которого волокут за верёвки по улице.

Вера в народ

Потом был «Приезд иностранцев. XVII век». Здесь Иванов исследует отношение русского народа к иностранному послу. В центральной части композиции — старик с посохом и связкой баранок. Оглядываясь на возок с иностранцами, он тянет за руку дочь, стараясь поскорей увести её от «дурного глаза» немцев. Остальные прохожие, оказавшиеся свидетелями события, не торопятся уйти. Разные чувства выражены на лицах людей, наблюдающих за высокомерным чужеземцем: любопытство, удивление, недоверие. 

А вот картина «Поход москвитян. XVI век» показывает его веру в народ. В рядах воинов нет стройности и величественности, и хотя автор, как всегда, подсмеивается над одетыми в разноцветные костюмы героями, сразу ясно — идёт мощная, героическая сила, способная защитить родину от врагов. Сергей Иванов (1864-1910) упорно работал над полотном в течение нескольких месяцев. Но результат его не удовлетворил, он уничтожил всё написанное и за несколько дней заново написал картину. Именно её и можно сегодня увидеть в экспозиции Третьяковской галереи.

поход москвитян
Иванов С. Поход москвитян. XVI век. 1903. ГТГ

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Картину «Италия» Исаак Бродский написал во время путешествия