«Преферанс» — последняя работа Виктора Васнецова в бытовом жанре

преферанс

Картина «Преферанс» стала последней работой Виктора Васнецова, написанной им в бытовом жанре. Он начал её в Петербурге, а закончил в Москве, куда переехал в конце 1878 года.

1877-78 годы стали для Виктора Михайловича переломными. В это время художник пришёл к пониманию, что бытовой жанр, в котором он достиг успеха, всё-таки не его направление. И выбрал былинно-сказочную тему, прославившую его на века.

Сегодня мало кто сможет назвать картины Васнецова на бытовые темы. Зато все вспомнят «Алёнушку», «Ивана-царевича на сером волке», «Богатырей»…

«Преферанс»

Картину «Преферанс» художник представил публике на VII-й выставке передвижников в 1879 году. Сюжет прост: чиновники играют в карты при свете свечи. Всего в комнате пять человек, но играют трое. За окном летняя ночь, уже светает, на часах четыре утра. Незанятый в игре, он самый молодой, сладко позевывает, однако спать не идёт. Другой опрокидывает очередную рюмочку.

Судя по всему, за столом собрались немолодые чиновники. Днём они заняты работой, а ночью играют в карты. Как вариант, у них выходной, ведь выспаться явно не получится. Или же игроки уже пенсионеры. Хозяин квартиры, где происходит действие, явно богат: вокруг хорошая обстановка, на стенах картины, печь с барельефом, напольные часы…

Рассказывают, что Васнецов специально поехал в Москву, где попросил свести его с картёжниками. Живописцу требовалось понаблю­дать за игроками и выбрать типажи. Однако ему никто не понравился. Он жаловался друзьям, что московские игроки сильно отличаются от петербургских. Даже рюмку берут иначе. По его словам, петербургский игрок ведёт себя словно священник, а зелёное сукно для него — алтарь….

Словом, работа над картиной растянулась на год, а виноваты в этом были мелковатые московские типажи…

Что такое преферанс

Напомню, преферанс — это карточная игра со взятками. Получила распространение в России в середине XIX века. Считается, что предшественником этой игры был вист. Играют вдвоём, втроём, или вчетвером. 

Если за столом игроков больше, тогда игра теряет динамичность. Интерес снижается, так как карты раздают только троим участникам, поэтому каждый игрок вынужден пропускать две и более раздач подряд.

В преферанс играют на деньги. Но деньги не являются элементом стратегии, что делает их необязательной частью собственно игры. При длительной игре результат в большей степени определяется умением игрока, нежели везением, в отличие от азартных игр. 

Влияние Ивана Крамского

Считается, что именно Иван Крамской заставил Виктора Васнецова написать эту картину. Он требовал от своих коллег создавать живую, полнокровную действительность. 

Васнецова, а вместе с ним и других художников, Крамской наставлял:  «Покажите человека живьём, какой он в неприкрашенном, порой страшном обличье. Дайте на полотне простор характеру! Когда характеры будут у вас в силе, сюжет явится сам, постучит по раме, вломится. Пусть это будет пока одна фигура на картине; но это должен быть тип, живой характер — и тогда он сам потащит автора по картине, покажет, что ему на ней делать!»

Далее восклицал: «И пишите, ни о какой фор­ме не думая, — во всю мочь. Форма придёт сама, прилетит на крылыш­ках. Все краски с собой принесёт и раскроет, натянет линии в струну. Только прикоснетесь — такой звон-тарарам пойдёт! А вам, вятичу, силён­ки не занимать!»

А когда Васнецов создал шедевр, Крамской благожелательно о нём отозвался, написав Илье Репину: «Скажите Васнецову, что он молодец за “Преферанс”».

После выставки, в 1880 году, у автора картину приобрёл известный коллекционер, крупный книгоиздатель Кузьма Солдатёнков. С 1901 года по завещанию Солдатёнкова она находилась в Московском Публичном и Румянцевском музее. Оттуда и поступила в Третьяковскую галерею.

О Васнецове

Виктор Михайлович Васнецов — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Основоположник «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом. Творчество Васнецова сыграло важную роль в развитии российского изобразительного искусства от эпохи передвижничества к стилю модерн. Действительный статский советник.

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземлённости передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Позже главным направлением становится былинно-историческое.

преферанс

 

При подготовке публикации использованы следующие материалы:
Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей). 
Белошапкина Я. Виктор Васнецов / Янина Белошапкина // Искусство. — 2007. — № 21. —Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999. 
Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1961 (1962).
Пастон Э. В. Виктор Васнецов. — М.: Белый город, 2001. 
Сайт Государственной Третьяковской галереи

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —
Картина Репина «Сходка» связана с движением народников

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий