Работы тринадцати самоучек представлены на выставке

работы

Работы тринадцати самоучек представлены на выставке «Всё движется любовью»

работыРаботы тринадцати самоучек представлены на выставке «Всё движется любовью», которая работает в Музее наивного искусства (Малый Головин переулок, дом 10). В экспозиции собраны работы непрофессиональных художников, которые в российском искусствознании принято объединять термином «наивное искусство».

    Данный термин возник во французской художественной критике конца XIX – начала XX века. Он был заимствован в 1980-е годы российскими исследователями и употреблялся в устной речи, но к началу 1990-х прижился и в научной литературе.

    С одной стороны, такой ход решил ряд методологических проблем, так как охватывал и рядовое, ничем не примечательное любительство, и творчество талантливых самородков. С другой – вызывал справедливое недоумение у посетителей выставок наивного искусства.

   Связано оно с тем, что слово «наивный» обычно ассоциируется с чем-то незамысловатым, простецким и где-то даже глуповатым. Вместе с тем на выставках перед зрителем предстаёт серьёзное, глубокое, честное искусство, рассказывающее о человеческих горестях и радостях, о добре и зле, о жизни и смерти.

    В экспозиции представлены работы тринадцати самоучек. Это работы Павла Леонова, Любови Майковой (бабы Любы), Кати Медведевой, Владимира Мизинова, Таисии Швецовой, Александра Белых, Михаила Ржанникова, Павла Реченского, Василия Шевченко, Марии Казьминой, Владимира Аносова, Ксении Корогод, Алексея Кондратенко.

    Их творчество входит в золотой фонд «классики» наивного искусства. Эти авторы получили признание в 1970-1980 годы. Именно в это время в СССР был пик интереса к наивному искусству. Тогда политический дискурс изменился и произведения художников-наивов, творящих исключительно опираясь на внутреннее чутьё и фантазию, стали попадать в собрания музеев и становится объектом научного исследования.

     Кстати, по своей основой профессии художник-наив может быть геологом, водителем троллейбуса или строителем, но всё свободное время он посвящает творчеству. Искусство становится императивом, вне которого не мыслится жизнь. Роднит этих чудаков-одиночек, создающих картины не в угоду публики и не ради материальных благ, – любовь, дающая импульс созидать и творить.

Ксения Чупкина

Фото: Музей наивного искусства