Сложная задача для художника — писать спящих детей. Но Василий Перов с ней блестяще справился, в чем мы можем убедиться, рассматривая картину «Спящие дети». Полотно было написано в 1870 году и бережно хранится в Третьяковской галерее, поэтому у нас есть возможность присмотреться к нему внимательно.
Это только на первый взгляд кажется, что писать детей легко. Подумаешь, делов-то! Тем паче, что сама модель в этот момент спит и не шевелится…
Так-то оно так. Писать спящего ребёнка может и проще, чем бодрствующего. Но очень трудно написать детей, как это сделал Василий Перов, выполнивший работу с необыкновенной тщательностью, скрупулёзностью и огромной любовью. И что самое главное, создать из простого сюжета целую историю.
«Спящие дети»
Перед зрителем предстает самая обычная картина. В старом сарае на соломе спят девочка и мальчик. Солнечный свет, который сочится через стены старого сарая, освещает их и словно оберегает сон. Первая мысль: скорее всего, это брат и сестра. Набегались и прилегли отдохнуть. А волшебник сон их мгновенно сморил.
Однако потом невольно обращаешь внимание на натруженные ножки, не особо дружные с обувью. Скорее всего, семья живёт настолько бедно, что даже денег на ботинки нет, а если обувь и есть, то одевают её лишь по большим праздникам.
Так что большую часть года дети ходят босиком, о чем красноречиво свидетельствуют грязные пяточки мальчика. На нём довольно плохонькая одежонка, скорее всего — это весь его гардероб. Точно также бедно одета и девчушка, пусть даже и украсившая свою шейку дешёвой ниточкой бус.
Детали
Неудивительно, что картина «Спящие дети» получила восторженные отзывы критиков, была по достоинству оценена русскими любителями живописи, а также стала украшением зарубежных выставок русского искусства. А уж Павел Михайлович Третьяков и вовсе был в полном восторге и практически сразу купил эту удивительную работу, которая скорее напоминает жанровую сценку.
Здесь всё выписано с большой тщательностью и удивительно точно проработаны детали. С каким старанием изображены каждая соломинка, прутья большой корзины, фрагменты ткани, волосики и сами фигурки спящих детей… Мастер не пожалел времени на эти мелочи. В итоге всё здесь выглядит настолько объёмно и зримо, что невольно слышится детское сопение.
Гамма
Цветовая гамма картины в принципе довольно однообразна — в ней используются коричневые, жёлтые и пшеничные цвета. Но в результате их слияния от полотна веет теплом. Невольно на память приходит «Тройка», глядя на которую зрителя мгновенно пробирает лёгкий озноб. И всё благодаря серо-коричневым тонам, которыми автор пользовался при написании. Здесь же делается радостно, хотя вместе с тем понимаешь, детвора знает, как надо зарабатывать на хлеб…
Очевидно не от игр и беготни умаялась детвора. Скорее всего им много пришлось работать по хозяйству — пасти гусей или коров, пропалывать огород. Да мало ли какие дела им были поручены с утра!
«Савояр»
Василий Перов довольно часто обращался к теме детей и каждый раз из-под его кисти выходила история, если не сказать настоящая драма. Взять к примеру его знаменитого «Савояра», картину, где, как считают искусствоведы, уместилась жестокость и несправедливость мира по отношению к маленькому мальчику.
Мало того, что художник сумел показать крайнюю степень истощения ребёнка, так он, как впрочем и всегда, создал настоящую историю. На фоне обшарпанных стен мы видим савояра. У него в руках сломанная флейта. По все видимости, это результат столкновения с местными конкурентами за место на улице.
На руках у ребёнка голодный и такой же худой, как и хозяин, сурок. Совершенно очевидно, этот зверёк со взъерошенной шерстью давно стал ему верным спутником. С особым усердием написаны внешний вид маленького бродяги: потрёпанные штаны, поношенная обувь, потухший взгляд, грязные руки и волосы. В шляпе, что валяется рядом, нет ни монетки. Вывод напрашивается сам собой — сегодня эта парочка вновь осталась без еды.
Тема детей в русской живописи
Надо сказать, что в русской живописи многие художники обращались к детской теме. Взять хотя бы Карла Брюллова или же Валентина Серова с его знаменитым «Портретом Микки» и «Девочкой с персиками».
Однако только Василий Григорьевич Перов сумел в своих работах показать всем, насколько тяжела судьба ребятишек и как им плохо живётся в этом мире взрослых. От созерцания его картин хочется плакать и вместе с тем кричать от восхищения. Они удивительны…
Наталья Швец
Публикация по теме: «Московский трактир» Кустодиева — окно в жизнь Москвы начала ХХ века