Судьба детей Ильи Репина

Судьба детей Ильи Репина сложилась по-разному

судьбаБлагодаря кисти гениального художника сегодня все имеют представление, как выглядели его дети. Он оставил много портретов своих детей и первой жены Веры. Одной из самых известных работ стала «Стрекоза», написанная на даче в Мартышкино под Петербургом.

  На картине «Стрекоза» изображена старшая дочь художника Вера. Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей. Схожесть модели с насекомым придает и голубое платьице, которое расцветкой напоминает крылышки стрекозы.

   Да и сама девочка, которая безмятежно качает ножкой, присев на жёрдочку, чем-то похожа на  лёгкокрылое насекомое. На секунду коснулась брёвнышка, сейчас взлетит и понесётся по своим делам…

Верочка-стрекоза

  Поза ребёнка, которому на момент написания работы, было двенадцать лет, свободная и живая. Шляпка на голове закреплена под подбородком чёрной лентой. На лице и шее играют солнечные зайчики. Личико её очень задорно…

  Не случайно Илья Репин в одном из писем Павлу Третьякову написал: «Девочку на солнце следует назвать «Стрекозой»: и по цвету, и по движению, и по положению она подходит под это название».

  Глядя на картину, можно сразу определить характер девочки, которая была самой любимой дочерью художника. Сразу понятно, что это гиперактивный ребёнок. Жёрдочка, на которой сидит Вера, находится высоко от земли. Забраться на неё может не каждый мальчишка, не говоря уже о девочках. К слову, искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти, свидетельством тому — некоторое несовпадение фона и фигуры…

Осенний букет в руках Веры

  На другой известной картине Репина «Осенний букет» Вера изображена уже девушкой. Этот портрет художник рисовал в имении Здравнёво Витебской губернии. Земля, приобретению которой радовалась вся семья, была куплена за деньги, что Илья Николаевич получил, продав картину «Запорожцы».

  В портрете живёт цветовая гармония: кружево воротничка, светлый рюш, украшающий блузку, белые пуговички и такие же цветы – как воспоминание о светлых летних днях. Но неяркое золото деревьев второго плана, «жаркий» цвет берета и красные с охрой цветы букета говорят о дыхании осени…

   В письме к дочери Толстого Татьяне Львовне Илья Репин писал: «Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги».

Старшая дочь

    Илья Ефимович Репин был отцом четверых детей, появившихся на свет в браке художника с дочерью преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики – Верой Алексеевной Шевцовой.

    Старшая дочь художника, названная в честь матери Верой, та самая «Стрекоза», родилась в октябре 1872 года в Санкт-Петербурге. Будучи первым ребёнком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. Крёстным отцом маленькой Веры стал близкий друг Ильи Репина, директор Публичной библиотеки в Петербурге, известный критик и искусствовед – Владимир Васильевич Стасов.

  Племянница художника со стороны жены Людмила Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил её более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, весёлая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. Своё, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. И отец ей не отказывал».

Вера находилась с отцом до конца

   Сразу после рождения дочери художник вместе с семьёй отправляется в поездку по Европе. Письма Репина, которые он в тот период пишет друзьям и близким, буквально переполнены неимоверной нежностью и любовью: «Маленькая наша бегать начала и очень нас забавляет, девица французской весёлости и так же умно говорит, как они…».

   Ранние творческие наклонности и безграничная любовь со стороны отца сделали своё дело. Увлечение театром привело её к службе артисткой Александринского театра, где Веру вспоминали как даровитую драматическую актрису, не лишённую музыкальности, однако имеющую неприглядную внешность и плохой характер.

  В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива и становится полноправной хозяйкой в доме уже пожилого отца, взяв на себя все бытовые заботы.

   Вера проживала с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский. По его воспоминаниям, Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

Супружество не было счастливым

   Первый брак Репина длился пятнадцать лет. За эти годы Вера Алексеевна помимо старшей Веры родила Надежду, Юрия и Татьяну. Супружество, по мнению исследователей, сложно было назвать счастливым. Илья Ефимович тяготел к открытому дому, готов был в любое время принять гостей, его постоянно окружали дамы, желавшие позировать для новых картин. Вере Алексеевне, сосредоточенной на воспитании детей, салонный образ жизни был в тягость.

   Разрыв отношений произошёл в 1887 году. При разводе бывшие супруги поделили детей: старшие остались у отца, младшие перешли жить к матери. Семейная драма настолько серьёзно повлияла на художника, что Стасов писал Марку Антокольскому о своём беспокойстве за душевное самочувствие друга: «Репин что-то замолчал со своей выставкой, а летом и осенью он много о ней поговаривал… Какой тут покой, какая радость, какая возможность писать свои картины? Как тут готовить выставку, когда… все неприятности, истории, сущее несчастье?»

Надежда Репина

 Надежда родилась спустя два года после рождения старшей дочери. О её детстве почти ничего не известно. Кое-какую информацию о Надежде можно почерпнуть лишь из переписки Ильи Репина с дочерью Льва Толстого. В ней художник сообщает, что двадцатилетняя Надежда склонна к эмансипации, и восхищается её трудоспособностью. В тот период она обучалась на Рождественских женских курсах лекарских помощниц в Петербурге, практику проходила в Полтавской губернии.

  Он так пишет об этом времени Татьяне Толстой: «Благодарю Вас за любезное отношение к Наде, она такая выносливая работница. Более месяца она там дежурила у больных, теперь дома готовится к экзаменам – побледнела и похудела даже».

  После окончания этих курсов Надя Репина работала в земских больницах Петербурга. В начале 1910-х гг. Надежда Ильинична заболевает тяжёлым нервным расстройством и с тех пор постоянно проживает вместе с отцом в «Пенатах». Несмотря на огромные усилия со стороны Репина привлечь дочь к творчеству, Надежда замыкается в себе и практически не покидает своей комнаты. Её жизнь оборвалась в 1931 году в Куоккала.

Сын Георгий

   Сын Георгий, в семье его называли Юрий, родился летом 1876 года по возвращении семьи из Парижа в Россию. В метрической книге Покровского собора города Чугуева (близ Харькова) за 1877 год было записано, что восприемниками сына академика Императорской академии художеств Ильи Репина и его жены Веры Алексеевны стали  друзья художника — мировой судья Александр Михайлович Любицкий и жена отставного майора Евдокия Степановна Чадина.

  Уже в юном возрасте стало ясно, мальчик пойдёт по стопам отца и станет художником. Начав с домашних отцовских уроков рисования и живописи, он учился впоследствии в художественной школе княгини Тенишевой и Петербургской академии художеств, где преподавал Илья Ефимович. С 1903 года Юрий работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок.

   Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах. На международной выставке в Мюнхене в 1910 году был награждён юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской за картину «Великий вождь (Пётр І в Полтавской баталии)». В 1913-м — II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину «Тюрченский бой». В 1915-м получил премию по исторической живописи Общества им. А. Куинджи. К сожалению, следует объективно признать: даже его самые успешные картины не могут сравниться с шедеврами отца.

  Отношения старшего и младшего Репиных безоблачными не назовешь. Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились порой годами, и вообще отношения у них были тяжёлые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе, и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо, и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза».

 Однако, в отличие от Чуковского, коллеги-художники младшего Репина считали его талантливым живописцем и порядочным человеком.

Трудная жизнь

  После смерти жены Юрия Репина Прасковьи отношения отца и сына теплеют, они проводят много времени вместе. Когда отец умирает, Юрий переезжает в Хельсинки и занимается написанием православных икон. Однако денег это занятие приносило мало, и сын великого художника сильно бедствовал.

  О судьбе двух сыновей самого Юрия практически ничего не известно. Лишь о Дии сообщалось, что он мечтал обучаться в Ленинградской академии художеств, для чего самовольно перешёл советско-финскую границу. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР.

Татьяна Репина

 Самая младшая дочь художника родилась в июле 1880 года. Незадолго до этого умерла мама художника – Татьяна Степановна и малышку было решено назвать в её честь.

  После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах. В апреле 1901 года она вышла замуж за поручика Николая Язева. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа. Вскоре они возвратились, так как Николай Геннадьевич решил поступать в Инженерную академию. Благодаря картине «Семейный портрет», написанной Ильёй Репиным в 1905 году, можно иметь представление о семье Татьяны.

    На полотне изображены две Татьяны: Татьяна Ильинична и трёхлетняя Тася (Тасенька). За столом — Николай Геннадьевич Язев и его мать. Слева, ближе к двери, стоит няня. У неё на руках вторая дочка Любочка, которая вскоре умерла.

Ферма

  Семейная идиллия длилась недолго, через какое-то время супруги расстались. Татьяна Ильинична Репина-Язева вместе с дочерью переезжает жить в имение отца «Здравнево», которое ныне находится в Беларуси. После революции, осенью 1918 года, в помещении теперь уже бывшей репинской дачи открылась школа для детей, где Татьяна Ильинична работала учителем.

   Летом 1930 года Татьяна с семьей дочери, в которой на тот момент уже было четверо детей, переезжает в «Пенаты». После смерти отца Татьяна с детьми и внуками перебралась во Францию, где долгие годы прожила на ферме, приобретённой за деньги, вырученные от продажи картин отца.

Судьба детей художника сложилась по-разному

  В последние месяцы своей жизни Илья Ефимович Репин был счастлив, о чем без утайки писал своим друзьям, ведь рядом с ним собралась вся семья. Однако все понимали: глава семейства ослаблен длительной болезнью и это знание омрачало жизнь обитателям «Пенатов». После смерти художника в сентябре 1930 года его дети поделили между собой наследие отца и начали жить самостоятельно.

   Вера вместе с Юрием переехала в Хельсинки, где скончалась в 1948 году. Она похоронена на православном кладбище, рядом с которым есть небольшая церквушка, освящённая в честь Ильи Пророка. Иконостас для этой церкви резал Юрий Репин в память о своём отце. Его могила появилась рядом с могилой сестры спустя шесть лет, в 1954 году. Последние годы он проживал в Доме Армии спасения. Судьба детей Ильи Репина сложилась по-разному, но на каждого из них легла тень славы великого отца…

Наталья Швец

Репродукция картин Ильи Репина «Стрекоза» и «Осенний букет», фото семьи художника

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Фёдор Рокотов и расцвет портретной живописи»