«Тачанка» олицетворяет силу Красной Армии

тачанка

«Тачанка» Митрофана Грекова олицетворяет победоносную силу Красной Армии

тачанкаСоветская батальная живопись, как и армия молодой советской республики, родилась в огне гражданской войны. У её колыбели стоял замечательный советский художник Митрофан Борисович Греков. Красноречивым примером тому служит его широко известная картина «Тачанка», написана в 1925 году. Она как бы олицетворяет победоносную силу Красной Армии.

   В летний знойный полдень по степи мчится боевая тачанка, запряжённая четвёркой лихих коней. Невольно на память приходят знаменитые некогда строки: «Эх, тачанка-ростовчанка, Наша гордость и краса. Конармейская тачанка, все четыре колеса!…».

  Считается, что именно картина Грекова в 1936 году вдохновила поэта Михаила Рудермана на эти знаменитые строки. Так ли это было или народная молва придумала, никто уже не скажет. Очевидно одно — стихи, переложенные после на музыку Константина Листова, и картина органически слились и теперь уже трудно определить, какое из этих произведений предопределило появление другого.

  Немногие из нынешнего поколения могут утверждать, что в годы Гражданской войны тачанка считалась грозной «боевой колесницей». Её часто можно видеть в советских фильмах, рассказывающих о той легендарной поре… А в степях под Каховкой и при въезде в город Ростов-на-Дону тачанке установлены памятники… А в Третьяковской галерее можно увидеть картину, принадлежащую кисти Митрофана Грекова.

Художник служил добровольцем

   Известно, что в 1920 году Митрофан Греков служил добровольцем в рядах Красной Армии. Вступил в неё он осознанно и никогда потом не пожалел о своём поступке. А вот брат его воевал на стороне белогвардейцев. То есть, Гражданская война разделила семью пополам. Когда полки белой гвардии были уничтожены, брат Митрофана эмигрировал в Канаду, и художнику постоянно ставили это в упрёк.

 Но вернёмся к самому Митрофану Борисовичу, который отразил свою красноармейскую службу в творчестве.

  Как он потом напишет в автобиографии: «… События так волновали, так захватывали, что нельзя было не писать. Несколько месяцев я находился в полосе фронта, в непосредственной близости к боям. Это дало мне возможность наблюдать боевые движения войск, познакомиться с характерными особенностями гражданской войны и красных частей. Их внутреннее идейное содержание рисовало в особом романтическом свете наблюдаемые мотивы и эпизоды, которые стали потом темами моих картин…»

Эх, тачанка-ростовчанка…

    Итак, на полотне, которое поначалу называлось «Пулемётам продвинуться вперед!», перед зрителем предстаёт несущаяся вперёд по степи, боевая тачанка. Движение зарождается в правом верхнем углу картины и затем стремительно развивается.

  Бойцы на четвёрке лихих коней, запряжённых в тачанку, будто бы вырываются из горизонта, застланного клубами бурой пыли, стремительно идут на врага. Вся композиция выполнена очень динамично, а кони написаны просто великолепно. Каждый из них индивидуален и в то же время они едины в стремлении вперёд!

   Параллельно им по земле несутся их тени, и кажется уже будто кони летят, не касаясь земли. Ими правит наклонившийся вперёд ездовой. Сзади ухватился за крыло повозки один из пулемётчиков. А вслед за тачанкой мчится в бой конница. И кажется, что все они дружно кричат: «Ура!».

Участник событий

  Сразу понятно — автор работы был непосредственным участником событий и довольно точно сумел передать  кистью всю атмосферу революционной романтики и героизма бойцов-красноармейцев. Ибо у стороннего наблюдателя изобразить всё так достоверно вряд ли получится.

  Сейчас покажется странным, но в своё время, несмотря на преданность революции и воспевание мощи большевиков в своих картинах, Греков неоднократно подвергался критике. Возможно, причиной был брат-эмигрант, который в годы гражданской оказался по ту сторону фронта, а быть может обычная человеческая зависть брала верх. Но чтобы там не говорили злопыхатели, именно его картины составили золотой фонд советского искусства. А самого Грекова по праву считают преемником Василия Верещагина и достойным учеником известного художника-баталиста Франца Рубо.

Летописец Гражданской

  Не будь Рубо, вряд ли бы Греков рискнул взяться за создание первой советской диорамы «Взятие Ростова», которую с восторгом восприняли зрители. Потом был «Штурм Перекопа», которую он так и не успел закончить.

   Параллельно с этим он создаёт такие гениальные произведения, как «Чёртов мост», «Конармейская тачанка. Выезд на позиции», «Знаменщик и трубач», «Трубачи Первой Конной армии», «На Кубань». Все они знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова.

  В основном, из под его кисти выходят  многофигурные композиции. Действие на полотнах показано в самых напряженных моментах. Порой это атака, где в рукопашной схватке не на жизнь, а на смерть схлестнулись силы противников. Иногда это уверенно движущаяся лавина солдат пехотного полка, вступающего в город, или растянувшаяся бесконечной лентой красная конница.

   Все работы художника написаны буднично и лишены ложного пафоса. В них ощущается достоверность и правда. Они словно выхвачены из жизни, не случайно же Грекова называли летописцем гражданской войны.

Школа мастерства

  Жизнь Митрофана Борисовича безвременно оборвалась в 1934 году. В посмертном приказе Наркомата Обороны, отмечавшем особые заслуги «талантливого живописца Гражданской войны», был пункт о создании в Особой Отдельной кавалерийской бригаде изомастерской имени М.Б. Грекова. Потом из неё выросла известная Студия военных художников имени М.Б. Грекова, откуда вышло много замечательных художников-баталистов.

  А благодаря стараниям жены художника Антонины Грековой в городе Новочеркасске Ростовской области создан Мемориальный Дом-музей Грекова, являющийся филиалом Музея истории донского казачества. Именно она передала в Новочеркасский музей и в Ростовский областной музей краеведения картины и свыше 800 этюдов художника, его личные вещи. В организации музея также приняли участие племянницы художника — Татьяна и Елена Грековы, последняя стала его первой заведующей. Частыми гостями Дома-музея бывают московские художники из Военной студии, которая носит имя Митрофана Борисовича Грекова.

   И как бы сегодня ни относились к периоду Гражданской войны в истории России,  сколько бы не говорили о её причинах и роли в дальнейшей судьбе страны, произведения Митрофана Грекова для последующих поколений останутся школой мастерства и художественными документами суровой эпохи, когда брат шёл на брата.

Наталья Швец
Репродукция картины Митрофана Грекова «Тачанка»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Шахтёры недоверчиво отнеслись к художнику Касаткину и подозревали в нём царского сыщика»