Такой непривычный Казимир Малевич

казимир малевич

На персональной выставке 1929 года в Третьяковской галерее Казимир Малевич был представлен весьма непривычными работами. Они сильно отличались от того Малевича, которого уже знали и любили. Две картины, выполненные в духе импрессионизма и раннего кубизма, галерея купила прямо с выставки.

Художник был очень доволен — теперь его творчество от импрессионизма до супрематизма, в том числе и «Чёрный квадрат», представлено в главном музее страны. Правда, в списке не хватало сезаннизма. И вскоре картина «Сестры» восполнила этот пробел. В 1930 году автор сам подарил её Третьяковке.

«Сёстры» 

Картина «Сёстры» написана в совершенно непривычной для Малевича стилистике так называемого сезаннизма. Она датирована 1910 годом. И хотя на обороте холста художник заверяет, что «Сёстры» созданы на переходе от импрессионизма к сезаннизму, искусствоведы подозревают мистификацию. Дело в том, что художник, по всей видимости, подписывая картину, забылся и, имитируя старое правописание, пририсовал забытую букву «ъ» в конце слов другой краской.

Кроме того, в пользу этой версии говорит тот факт, что героини совершенно не похожи на барышень 1910 года. Одеты они скорее как прогуливающиеся по бульвару парижанки 80-х годов XIX века. Кстати, на полотне изображены жена художника Наталья и её сестра Анжелика, которые всегда были неразлучны.

Модели смотрятся не очень привлекательно. Они непропорциональны, с преувеличенно длинными руками. И этим девушки особенно напоминают персонажей Сезанна. Солнечный свет, столь важный в импрессионизме, лишь слегка играет на лицах и платьях. Его совсем не чувствуется в окружающем пейзаже, выполненном в сочетании столь любимых Сезанном цветов — синевато-зелёном и розово-малиновом.

Картина очень хороша и сложно поверить, что она написана в тот период, когда автора не приняли в Московское художественное училище.

Непривычный Казимир Малевич

Но вернёмся к памятной выставке 1929 года, на которой Казимир Малевич представил весьма непривычные для него работы. Экспозиция была посвящена 30-летию творчества. Однако десятка небольших этюдов, сохранившихся с той поры, маловато для суждения о приверженности сезаннизму и импрессионизму.

Скорее всего, создавая сложные и технически совершенные картины, Казимир Северинович хотел тогда показать, что давно вёл серьёзный диалог с этим направлением в живописи, на основе которого и возник его супрематизм. А чтобы ни у кого сомнений не возникло, подписал полотна разными датами.

В итоге, специалисты по сей день спорят: «Если это правда, то почему такого яркого импрессиониста, каким был Малевич в начале ХХ века, не приняли в училище живописи?» И некоторые выдвинули предположение, что художник позже закончил работу над картинами, начатыми ранее.

Всё споры закончилось довольно неожиданно. Посовещавшись, на музейных шедеврах искусствоведы переписали даты, добавив к ним два десятка лет…

Для информации. Казимир Северинович Малевич — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — одного из крупнейших направлений абстракционизма.

казимир малевич казимир малевич казимир малевич казимир малевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —

Красота природы весной на пейзаже Василия Максимова