Терракотовый барельеф украсил Третьяковку

терракотовый барельеф
Михаил Козловский. «Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос». 1780 г.

В 2006 году в коллекции Государственной Третьяковской галереи появился новый экспонат — терракотовый барельеф «Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос» работы выдающегося русского скульптора Михаила Ивановича Козловского. Этот шедевр в дар галерее на её 150-летие преподнёс ОАО «Лукойл». Теперь он занимает достойное место в постоянной экспозиции музея.

 Приобретение для коллекции музея столь оригинального произведения Козловского стало событием в русском музейном собирательстве и редкой удачей для Третьяковской галереи. 

  Михаил Козловский знаменит как автор замечательного памятника А.В. Суворову на Марсовом поле и фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва», венчающего Большой каскад в Петергофе. А вот в Третьяковской галерее творчество «русского Бонаротта», так его называли современники, было представлено главным образом вариантами и поздними репликами с известных работ. Теперь же посетители могут увидеть подлинник, созданный скульптором в ранний период творчества.

История барельефа

 Терракотовый Барельеф «Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос» был выполнен Козловским в 1780 году. Вплоть до 1991 года – первой публикации в «Revue de Louvre» – барельеф не был известен и не был введён в обиход искусствоведческой науки. О нём широко заговорили лишь в сентябре 2005 года, после того, как работа была представлена парижской галереей Charles Ratton & Guy Ladriere на Втором Московском международном салоне изящных искусств в ЦВЗ Манеж.  

  Барельеф имеет чёткую подпись в тесте и дату: «KOSLOVSKI 1780» и, скорее всего, является одной из тех работ, за которые художник получил от Марсельской академии наук звание почётного академика.

 Известно, что этот терракотовый барельеф был создан в Париже,  куда автор вернулся после пенсионерской поездки в Рим, где познакомился с подлинниками Античности и эпохи Возрождения. Художник был потрясён их гармонией, простотой и величественностью. И ему захотелось создать нечто в том же духе. Выбор пал на легенду о дочери критского царя Ариадне.

Легенда об Ариадне

 По преданию, дочь критского царя Миноса Ариадна помогла греческому герою Тесею убить чудовище Минотавра и выбраться из лабиринта. В благодарность Тесей решил увезти царевну с собой в Афины, но на острове Наксос ему послышался голос, который требовал оставить девушку. В итоге, когда она спала, герой покинул её. 

  Бог виноделия Бахус, у греков он был известен под именем Диониса, увидел прекрасную девушку, влюбился и сделал своей супругой и жрицей. По античной традиции Ариадну обычно изображали спящей, именно такой она представлена и на барельефе Козловского.

Художник 

  Будущий скульптор Михаил Иванович Козловский родился 6 ноября 1753 года на Васильевском острове в Галерной гавани — морской окраине Петербурга. Его отец Иван Козловский был военным музыкантом Балтийского флота.

   В одиннадцатилетнем возрасте мальчика, обученного дома грамоте и арифметике, зачисли воспитанником Академии художеств. Среди наставников Козловского были знаменитые мастера Антон Лосенко и Николя-Франсуа Жилле.

 Юноша делал успехи и его направили на обучение заграницу. Четыре года Михаил жил в Риме и изучал творчество великих скульпторов. Потом год учёбы в Париже… На родину он вернулся уже опытным мастером и быстро вошёл в передовую художественную среду Петербурга.

 В своём творчестве Козловский довольно часто он обращается к древнеримской истории и героям Древнего Рима. Здесь нельзя не вспомнить работы «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл избавляет Рим от галлов». Кроме того, Козловский довольно часто изображает представителей высших сословий в образе древнеримских богов или героев, что было принято в периода Русского Просвещения. Императрицу Екатерину II он, например, изображает богиней мудрости Минервой, желая тем самым подчеркнуть её мудрость.

Признанный мастер

 Современники считали Михаила Козловского настоящим мастером. Ещё во Франции он сделал скульптуру «Поликрат», в которой отразились настроения революционного Парижа. А вернувшись на родину, создал лучшие свои произведения – «Спящий Амур», «Психея» и групповую композицию «Самсон, раздирающий пасть льва». Трудно назвать человека, который бы не знал этого памятника, в котором воплотилась аллегория, озвученная ещё Феофаном Прокоповичем в память Полтавской победы Петра.

   Среди работ, имеющих прямое отношение к отечественной истории, можно назвать статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», барельеф «Изяслав Мстиславич на поле брани» и памятник полководцу Александру Суворову в Петербурге, работа над которым началась ещё при жизни прославленного русского полководца.

 С 1794 года до конца жизни Михаил Иванович преподавал скульптуру в Академии художеств. Среди его учеников Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский. Скончался прославленный скульптор, искусство которого по праву сравнивают с творчеством самого Микеланджело, в 1802 году, в возрасте 48 лет…

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Портрет статс-дамы стал для Алексея Антропова экзаменом