Портрет статс-дамы стал для Алексея Антропова экзаменом

портрет статс-дамы
«Портрет А.М. Измайловой» работы Алексея Антропова (фрагмент). 1759 г. ГТГ

Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урождённой Нарышкиной, стал для художника Алексея Антропова своего рода экзаменом. Эта работа очень понравилась модному тогда итальянскому портретисту Пьетро Ротари, который весьма лестно отозвался о ней. Сейчас её по праву считают одной из жемчужин Государственной Третьяковской галереи.

 Анастасия Михайловна Измайлова являлась ближайшей подругой и дальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. Глядя на её изображение кисти Антропова сразу можно представить, какой она была в жизни. Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру модели. Вся она исполнена достоинства. Во взгляде сквозят уверенность и спокойствие, поза сдержанна и величава.

 Художник отмечает также и статус модели: на груди статс-дамы Измайловой усыпанная алмазами брошь с портретом императрицы Елизаветы Петровны. Это прежде всего свидетельствует о личном расположении государыни к своей придворной даме.

Дискуссия о дате

  Долгое время искусствоведы спорили по поводу датировки картины. Поначалу считалось, что портрет статс-дамы Измайловой был написан Антроповым около 1754 года. Сейчас же принято считать, что полотно было создано позже, в 1759-м.

   Для специалистов было делом чести установить точную дату. Дело в том, что к середине 50-х годов XVIII века Антропову исполнилось сорок лет, он считался зрелым мастером, но работал в основном над росписями стен «по образцам». То есть у него не было навыка письма с натуры. Понимая это, Антропов, вернувшись в Санкт-Петербург из Киева, где работал над росписью Андреевской церкви, поступил на стажировку к придворному художнику итальянцу Пьетро Ротари. При этом, как он сам подчёркивал, обучался «на собственный кошт».

 Именно этот итальянец научил Антропова писать с натуры… 

«Гренадёр в фижмах»

 Влиятельнейшая статс-дама при дворе Анастасия Михайловна Измайлова была дочерью петровского камергера Нарышкина и женой генерала-майора Измайлова. Она родилась в 1703-м году. Следовательно, на момент написания портрета, если взять за дату 1759 год, ей было около 56-ти лет. Для того времени этот женский возраст более чем почтенный.

 Но Анастасия Михайловна явно не пренебрегает дамскими ухищрениями ради красоты и молодости. Её лицо густо набелено и покрыто основательным слоем румян, волосы напудрены, брови густо насурьмлены. Как и сама императрица Елизавета, её подруга упорно не желает сдаваться старости. А плотно сжатые губы и волевой подбородок говорят об упрямстве и цельности натуры. «Гренадёр в фижмах» – такое у низкоголосой и властной генеральши Измайловой было прозвище при дворе.

Камерный портрет

  Портрет статс-дамы Измайловой принято считать не парадным, а камерным, ибо на нём нет никаких обязательных для торжественного портрета элементов статусного интерьера. Этому Алексей Антропов тоже научился у Ротари, знаменитого «мастера головок», — писать портретируемых на нейтральном тёмном фоне, сосредоточивая всё внимание именно на лице героини, на его индивидуальности и значительности.

 Но в «Портрете А.М. Измайловой» интересны и декоративные детали, которые художник заимствовал у искусства рококо. Речь идёт о завязанном под двойным подбородком ярко-розовом банте, который контрастирует с глубокой синевой платья, и розе кремового цвета на атласной ленте. Ну, и не могу не повториться про огромный орден, бриллиантовый наградной знак с изображением императрицы, атрибут статс-дамы.

   Антропов намеренно пишет его подробно и выпукло, придвигает к нижнему краю полотна. Он словно приближает украшение к зрителю, выпячивает его, демонстрируя, насколько хорошо научился передавать блеск и роскошь ювелирных украшений средствами живописи.

Несколько слов о художнике

 Алексей Петрович Антропов, русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в России художников, начавших писать светские портреты.

   Он родился 14 (25) марта 1716 г. в Санкт-Петербурге в семье солдата лейб-гвардии Семёновского полка, бывшего по совместительству также слесарным и инструментальным мастером сначала при Оружейном дворе, а затем при Канцелярии от строений.

 С 1732 г. Алексей обучался в Канцелярии от строений. При этой канцелярии юный Алексей Антропов состоял сначала в качестве ученика, а потом и в роли подмастерья в «живописной команде». Его педагогами были такие знаменитые живописцы, как Луи Каравак, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Пьетро Ротари.

  В 1742 г. Антропов уже в качестве художника стал участвовать в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге же он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

  В 1752 г. он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Франческо Растрелли. Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ.

Шувалов помог мастеру в карьере

 Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал Мина Лукич Колокольников.

  Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом, фаворитом императрицы Елизаветы, известным государственным деятелем Иваном Шуваловым, куратором созданного в 1755 г. Московского университета, который пригласил его преподавать на создаваемом факультете искусства. А до его основания Антропова зачисляют в университет на должность «живописного мастера».

 Именно благодаря Шувалову он получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству». Так в доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был известный портретист Дмитрий Левицкий, имя которого принесло славу российской живописи.

  Алексей Петрович Антропов, написавший обессмертивший его имя портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, скончался 12 (23) июня 1795 г. в Санкт- Петербурге и похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.

портрет статс-дамы

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла  «Сто шедевров живописи» — Гроот: портрет императрицы в мундире Преображенского полка