Пейзаж «Лосиный остров в Сокольниках» сменил три названия

пейзаж лосиный остров в сокольниках
Репродукция картины Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках».

Три названия сменил в своё время пейзаж «Лосиный остров в Сокольниках», написанный Алексеем Саврасовым в 1869 году. Он экспонировался как «Вид сосновой рощи в Сокольниках», потом — просто «Сокольники» и только спустя четыре года со дня создания обрёл знакомое нам сейчас название.

 В 1870 году полотно под названием «Вид сосновой рощи в Сокольниках» впервые предстало на выставке Московского общества любителей художеств и получило первую премию. В том же году было куплено у Саврасова Павлом Третьяковым. К слову, меценат высоко ценил этого художника и периодически приобретал для коллекции его работы. А картина «Грачи прилетели» и вовсе была одной из его самых любимых.

 В 1871 году на I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок под ней стояла подпись «Сокольники». В 1873 году уже под названием «Лосиный остров в Сокольниках» её можно было увидеть на выставке Императорской Академии художеств… С тех пор мы все и знаем её только под таким именем.

    Надо сказать, что написание картины совпало с новым периодом в творчестве художника. В тот момент Алексей Саврасов перешёл от романтических увлечений юности к реализму, обогащённому неким символизмом и магической метафизикой… Однако если отбросить все эти научные и искусствоведческие термины, то можно сказать так: перед нами обычный среднерусский пейзаж, который очень любил и умел рисовать художник.

Пейзаж

 На полотне изображён обычный уголок природы. Солнце своими лучами прорывается сквозь редкие тучи и освещает поляну с пасущимся на ней стадом коров.

  Позади главный герой картины — густой лес с вековыми высокими соснами, которые словно присматривают за стадом коров. На первом плане — скромный лесной прудик, покрытый тонкой сеткой болотной травы. Пруд прописан с таким вниманием и любовью, что становится похожим на зеркало в необыкновенном природном обрамлении.

 Под кистью мастера привычный на первый взгляд пейзаж становится романтическим и загадочным. Саврасов выписал Лосиный остров настолько тщательно, что кажется ещё немного и почувствуешь запах хвои… 

Критики о картине

  Вот как историк искусства Карл Герц сказал об этой картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенести на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника.

  Перед нами вдали тёмная опушка леса, которого деревья мастерской рукой нарисованы; на первом плане местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасётся стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен… »

   Ему вторит искусствовед Николай Новоуспенский: «Действительно, «Лосиный остров» — картина, натурная достоверность и полное правдоподобие которой не вызывает сомнения. Подчёркивая обыденность её мотива, Саврасов занял передний план нарочито прозаическими деталями. <…> Избранный «вид» не наряден, в нём нет выделяющей его из ряда других видов особой «живописности». Создаётся впечатление, что в пейзаже осталось всё так, как это было увидено в действительности, и роль художника ограничилась добросовестной фиксацией наблюдённого. Однако это впечатление обманчиво. На самом деле здесь есть и строгий отбор, и продуманная композиция, и тонко рассчитанное цветовое построение. »

   А художник Василий Мешков отмечал, что написанный за два года до «Грачей» пейзаж «Лосиный остров в Сокольниках» «был первой победной вехой на пути саврасовского утверждения жизни, торжества русской природы».

Требовал рисовать воздух

  Известный факт — Алексей Саврасов очень любил рисовать Лосиный остров и был влюблён в его красоту. Более того, преподавая в Московском училище живописи, ваяния и зодчества класс пейзажной живописи, где учились в основном талантливые представители бедных слоев населения, при каждом удобном случае заставлял своих учеников отправляться работать на натуре. Лосиный остров и Сокольники в этом плане были самым удобным местом — за неимением денег не надо было тратиться на извозчика или конку и можно было добраться туда пешком.

    Именно там они, как говорил Саврасов, могли найти благоуханный сосновый лес, тишину и небо… И всегда требовал от них рисовать воздух. Его ученики, ставшие известными художниками, Марк Нестеров, Лев Каменев, Константин Коровин и Исаак Левитан создавали прекрасные живописные полотна, побывав в этих дивных местах. Потом все они с теплотой и благодарностью вспоминали своего учителя.

  Позже Исаак Левитан напишет: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Вместо эпилога

  В тех же местах на Лосином острове Саврасов написал картину «Дорога в лесу» (1871 год). Сейчас она хранится в Русском музее, а этюд к ней — в Третьяковской галерее.

  Лесопарк Лосиный остров, известный с 1406 года, прежде входил в состав Тайнинской дворцовой волости, земли которой с древних времён служили охотничьими угодьями для русских князей и царей и всегда считались заповедными.

   Сейчас «Лосиный остров» имеет статус Национального парка. В марте 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что поручит Минприроды изменить границы парка «Лосиный Остров» в Московской области для модернизации участка Щёлковского шоссе.

  Из состава нацпарка планировалось исключить 140 га территории, из них 54 — это лесные насаждения. Взамен «Лосиному острову» обещали отдать почти 2 тысячи гектаров других подмосковных лесов. Общественность выразила активный протест этим планам…

  Жаль, если нашим потомках на память об этом дивном уголке останутся только работы художников и в их числе пейзаж «Лосиный остров в Сокольниках».

пейзаж лосиный остров в сокольниках
Репродукция картины Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках».

Наталья Швец

Предыдущая публикация: В белорусском имении Илья Репин написал «Дуэль»