В таинственный мир ночных птиц погружает выставка

в таинственный мир
Фото: Игорь Барташов. Сайт Дарвиновского музея

Выставка «Совы» погружает в таинственный мир ночных хищных птиц. Их зрение и слух в несколько раз превосходят кошачьи, полет бесшумен, а голова поворачивается на 270°.  Экспозиция открыта в Дарвиновском музее до 18 октября.

 Впервые на одной площадке выставляется такое разнообразие сов: от вымершей гигантской бегающей совы до самой маленькой совы в Европе. Совы в скульптуре, живописи, графике и на страницах старинных книг позволят проследить, как на протяжении столетий менялось отношение людей к этим загадочным птицам.

 Гигантская бегающая сова орнимегалоникс — вероятно, самый крупный вид сов, когда-либо живших на Земле. Они обитали на Кубе в плейстоцене, были высотой более метра и весили около 9 кг. Охотились на крупных грызунов и наземных ленивцев, имели хорошо развитые ноги, но совсем не умели летать. Впервые в музее выставляют слепки костей орнимегалоникса, найденных на Кубе, из коллекции Палеонтологического института РАН.

 Современные совы не могут похвастать крупными габаритами. Самая большая сова, филин, достигает роста 75 см и весит около 4 кг, а самая маленькая – величиной с волнистого попугайчика. Однако «скромные» размеры с лихвой компенсируются поразительными способностями: бесшумный полёт, острые изогнутые когти и клюв, эффективная маскировка, умение вращать головой на 270 градусов, чрезвычайно чувствительное зрение и острый слух.

 Выставка расскажет, зачем совам нужны перьевые кисточки и три пары век. Как по цвету радужки совы определить её суточную активность. Почему уши этих птиц расположены ассиметрично и как лицевой диск помогает им улавливать звуки…

 Раздел «Семейная жизнь сов» посвящён совам-родителям и их очаровательным пушистым птенцам. В интерактивной зоне посетители выставки примерят на себя размах крыльев разных сов и послушают совиные голоса.

Как люди относились к совам

  Отношение человека к совам всегда было особым. Сову считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной и Северной Америке, Китае и Японии. В античной Греции сова была олицетворением Афины — богини мудрости, военной стратегии и тактики. А вот у гения эпохи Возрождения Иеронима Босха совы нередко олицетворяют духовную слепоту, безжалостность и коварство.

 Раздел выставки «Совы в культуре» расскажет о совах мифологических и литературных, познакомит со старинными и современными произведениями искусства, вдохновленными этими загадочными птицами.

 Впервые экспонируются листы с изображением сов в натуральную величину из альбома Дж. Дж. Одюбона «Птицы Америки». Это уникальное издание признано шедевром книжного дела и величайшей библиографической редкостью.

 Ещё одна книжная редкость – иллюстрация «Смеющаяся сова» из сборника птиц Дж. У. Роули. Этот вид сов, эндемиков Новой Зеландии, открыли в 1845 году, а уже через 70 лет совы вымерли, пав жертвой завезённых на острова горностаев и домашних кошек. Рисунок, выполненный в 1870-е годы известным «птичьим художником» Й. Кёлемансом, напоминает о грустных последствиях вмешательства человека в природу.

 В таинственный мир совиной жизни посетителей погрузят и фотографии, сделанные профессиональным фотографом дикой природы Игорем Барташовым.

  Выставка проходит в Дарвиновском музее (улица Вавилова, дом 57): 2 этаж, выставочный зал № 5.

Ксения Чупкина

Публикация по теме: Фотоконкурс «Дом — не клетка» проводит Дарвиновский музей