Преображенская старообрядческая община — община старообрядцев-беспоповцев

Преображенская старообрядческая община
Церковь Успения Пресв. Богородицы в Единоверческом Никольском монастыре на Преображенском кладбище". Снимок сделан в 1884 году.

Преображенская старообрядческая община — монастырская община старообрядцев-беспоповцев Федосеевского согласия в Москве находится возле Преображенского кладбища. Её история насчитывает несколько веков, которые она пережила не избежав потерь. Сейчас деятельность общины возобновлена, но территория закрыта для посещения.

 Община образовалась в 1771 году во время эпидемии чумы. Именно тогда старообрядцам-беспоповцам были отданы земли за Камер-Коллежским валом у Преображенской заставы для организации карантина для больных старообрядцев и старообрядческого кладбища. Одним из известнейших основателей и строителей старообрядческой общины возле Преображенского кладбища является купец Илья Ковылин.

 А так как купец принадлежал одной из крупнейших конфессиий беспоповства и был федосеевцем, Преображенская община стала центром этой конфессии, да и вообще беспоповства в России. В 1854 году община была закрыта и передана единоверцам, то есть старообрядцам, признающим власть Московского патриархата. Правда, позднее сюда вернулись беспоповцы, а к концу ХХ века, в перипетиях советской эпохи Преображенская община стала центром сразу трёх главных беспоповских конфессий: поморской, федосеевской и филипповской.

Поповщина и беспоповщина

 Напомню, во время проведения царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном реформ старообрядцы потеряли единый центр управления и у них случился раскол. В итоге, старообрядчество разделилось на два основных толка: поповский (признающий необходимость священников при богослужении и обрядах) и беспоповский (отрицающий возможность существования «истинного» духовенства).

 Для первоначальной истории беспоповщины характерно то, что основных своих последователей она нашла среди черносошного крестьянства севера и северо-востока. Все основные толки беспоповщины сформировались в краях, расположенных севернее Москвы, и лишь позднее, со второй половины XVIII века, беспоповщина стала постепенно продвигаться к югу.

  Беспоповщина никогда не представляла собой единого религиозного образования, распадаясь на следующие основные толки: поморский, федосеевский, филипповский, нетовский и страннический. Все они, за исключением страннического, сложились в конце XVII или в начале XVIII века. Отношение беспоповцев к православию и к поповщине, как правило, характеризовалось религиозной нетерпимостью, фанатизмом.

Центр беспоповских старообрядцев

 Монастырь в районе Преображенское как раз стал центром беспоповских старообрядцев, живущих по Поморскому церковному Уставу. Такое название он получил вовсе не потому, что члены общины приехали в Москву с Онежского озера, к слову, многие из них, наоборот сбежали туда, а потому, что жизнь общины проходила согласно Уставу, принятому в Поморье, в Выговской старообрядческой Пустыни (монастыре).

 Древнеправославная Поморская Церковь строила своё учение на представлениях о воцарении Духовного Антихриста и оскудении благодати священства. Они считали, что антихрист уже тут, и что священники уже не обладают теми мистическими свойствами, которыми наделило их древнее православие.

Монастырь 

 Монастырь, построенный в конце XVIII – начале XIX века в Преображенском, отличается очень сложным и необычным устройством. Считается, что прототипом его была Выгорецкая пустынь в Карелии — центр Поморского согласия, уничтоженная в середине XVIII века.

 Преображенский монастырь повторяет её планировку и состоит из двух частей, вплотную примыкавших друг к другу: мужской и женской.

 Южная часть — мужская, более старая, менее крупная и сильно видоизмененная. В 1851 году её переделали в Никольский единоверческий монастырь. Вход в него осуществляется через Крестовоздвиженскую надвратную церковь, перестроенную в 1854 году из староверческой моленной 1801 года постройки.

Архитектура 

 Постройки Преображенской старообрядческой общины отличаются удивительным стилевым единством — это «ложная готика». Их авторство долго приписывалось архитектору и масону Василию Баженову, ныне более достоверным кажется авторство архитектора Фёдора Соколова.

 К слову этот стиль «ложная готика» — один из самых оригинальных стилей конца XVIII века, у староверов прижился, видимо, по контрасту с «эллинским» классицизмом.

 Самым старым зданием общины считается Успенская церковь, построенная в 1784-1790 годах в псевдоготическом стиле. Правда, сейчас это строение общине не принадлежит. В 1854—1857 годах оно было перестроено по проекту архитектора А. И. Вивьена. 

  В 1806 году построена каменная ограда с башенками, врата мужской обители с надвратной пятиглавой Воздвиженской церковью, также не принадлежащей общине. В 1811 году была возведена Крестовоздвиженская церковь на территории женской обители (богадельного дома).

 В середине XIX века мужская половина Преображенской общины с Успенской и Воздвиженской церквями были превращены в Никольский единоверческий монастырь. После революции Преображенская старообрядческая община была упразднена.

В настоящее время в зданиях богадельного дома и Крестовоздвиженской церкви старообрядческая община возрождена. Вход на её территорию закрыт для посторонних посетителей.

 Наталья Швец

Проект инициирован главой муниципального округа Преображенское Надеждой Иноземцевой и направлен на развитие интереса жителей к истории малой родины.

Публикация по теме: Потешные полки в Преображенском