Выставка «Московитское стекло. Искусство слюдяных дел мастеров»

московитское стекло
Фото: архив музея

С 31 августа по 14 ноября 2021 года в Музее-заповеднике «Коломенское» проходит межмузейный выставочный проект «Московитское стекло. Искусство слюдяных дел мастеров».

Экспозиция, представленная в выставочном зале «Подклет дворца царя Алексея Михайловича», знакомит с одной из наиболее распространенных форм слюды — мусковитом, и его применением в русском декоративно-прикладном искусстве XVII—XX вв.

На выставке представлено около 150 экспонатов, среди которых не только исторические предметы, но и минералогические образцы, архивные документы и изображения из коллекций 10 крупнейших музеев страны. Большая часть предметов представлена публике впервые.

Выставка состоит из трех разделов. Первый рассказывает о становлении средневекового слюдяного промысла, технологии добычи и торговле, в нем представлены архивные документы и образцы кристаллов со всего мира. Организаторами добычи в России в средние века выступали Соловецкий, Кандалакшский, Киренский и другие монастыри. В XVI—XVII вв. слюду добывали на Карельском берегу Белого моря, по рекам Кемь и Кереть. В XVII—XVIII вв. слюдяные разработки распространились в Восточной Сибири: на озере Байкал и на реке Алдан. Россия экспортировала слюду в Англию, Голландию, Швецию, Данию, Китай и Персию.

Второй раздел посвящён применению слюды в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Она вошла в обиход в Новгороде XI—XII вв., позже была широко распространена на территории России в XVI—XVIII вв. Слюду использовали в качестве заменителя дорогостоящего стекла при изготовлении окон в домах и повозках, в фонарях и зеркалах, для аппликаций и инкрустаций икон, предметов литургии, мебели, монастырских сувениров.

Мусковит применяли в качестве конструктивного и декоративного материала в церковном оформлении и светском быту в сочетании с железом, оловом, серебром, деревом и костью. Многие слюдяные изделия — синтез мастерства разных ремесленников: оловяшников, столяров, слесарей, резчиков, оконишников и художников. Они отличаются высококлассным мастерством исполнения, изысканностью цветового решения и подчеркнутой нарядностью.

Одна из жемчужин экспозиции — фрагменты надпрестольной сени из церкви Гребневской иконы Божией Матери, декорированные стилизованной расписной слюдой с оловянными накладками. Этот памятник декоративно-прикладного искусства поступил в собрание музея-заповедника в 1932 году при разборе церкви, известной с XV века и располагавшейся в Москве на Лубянской площади.

Третий раздел выставки рассказывает о дальнейшей истории слюды в XIX—XX вв., когда её стали употреблять в основном для хозяйственных нужд, а затем — в химической и электропромышленности. Например, в настоящее время этот минерал используется как электро — и термоизолятор.

Ксения Чупкина

Публикация по теме: Первый деревянный заповедник представят на ВДНХ