Выставка «Внутренняя Таруса» в Доме-музее Марины Цветаевой продолжится до 2 февраля
В Доме-музее Марины Цветаевой (Борисоглебский переулок, дом 6, стр. 1) пройдёт выставка «Внутренняя Таруса», посвящённая времени «оттепели» и феномену «внутренней эмиграции». Экспозиция подготовлена совместно с Музеем К.Г. Паустовского. Её посетители узнают о стремлении обрести пространство свободы, где можно было бы мыслить и творить вне рамок идеологии, регламентирующей все стороны жизни.
Как известно, город Таруса стала местом добровольного уединения и вынужденного изгнания, литературно-художественной колонией, наследующей творцам Серебряного века (Цветаевой, Поленову, Борисову-Мусатову), и «101-м километром» — разрешённым местом поселения для тех, кто вернулся из лагерей.
Писательское сообщество, которое тогда возникло вокруг Константина Паустовского, переехавшего жить в небольшой городок на Оке, создало под его руководством альманах «Тарусские страницы». Это был первый бесцензурный советский сборник, составленный исключительно по принципу высокого художественного качества текстов.
Выставка поделена на два раздела: черно-белый «внешний», где фотографии и газетные передовицы, смонтированные в коллаж по хронологии, погружают зрителя в атмосферу побед и трагедий «оттепели», — и камерный «внутренний»: это условная «комната» в тарусском доме, дающая представление о том, в какой примерно обстановке творили Заболоцкий и Паустовский, Трифонов и Казаков.
Отдельный зал посвящён «Тарусским страницам» — уникальному изданию, объединившему под своей обложкой произведения авторов разных поколений. Идея альманаха, символически обозначившего непрерывность русской литературы от Серебряного века до современности, родилась в месте, которое само воплощало связь времён, соединяло в себе уединённость, красоту и свободу. Кроме того, на выставке представлен специальный проект — серия документальных киноновелл о современной Тарусе и её жителях.
Посетители вместе с авторами выставки увидят «Внутреннюю Тарусу» как состояние духа и образ жизни, смогут понять, почему именно Таруса превратилась в «обитель дальную трудов и чистых нег», о которой тосковали, в которую возвращались и где сохраняли память о прошлом, вдохновение и свободу вопреки всему.
Узнать подробности можно на сайте организаторов.
Ксения Чупкина
Фото: открытые источники