Зинаида Гиппиус на рисунке Льва Бакста изображена в образе лорда Фаунтлероя

зинаида гиппиус

На рисунке Льва Бакста изображена знаменитая поэтесса Серебряного века, признанный идол русского символизма Зинаида Гиппиус. В момент написания портрета ей было 37 лет. Художник передал уверенность Зинаиды Николаевны в себе, её особую манеру щурить глаза, худобу, бледное лицо, насмешливо презрительный взгляд…

На работе, поступившей в Третьяковскую галерею в 1920-м году из коллекции известного московского коллекционера Сергея Кусевицкого, мы видим женщину в чёрном костюме-тройке. У неё бархатные брюки до колен, белая рубашка с жабо, туфли с пряжками. Это наряд главного героя популярного в конце XIX столетия романа англо-американской писательницы Фрэнсис Ходжсон Бёрнетт «История маленького лорда» ( в англ. варианте — «Маленький лорд Фаунтлерой»). 

Лев Бакст удлинил руки и ноги своей модели, чем придал всему облику особую остроту. Кстати, для того, чтобы подчеркнуть особенность её фигуры, особенно длину её ног, ему пришлось подклеить к основному рисунку полосу бумаги.

Все, кто знал Гиппиус, утверждали, что она любит эпатировать окружающих. Именно такой поэтесса  и предстала на рисунке Бакста, который можно назвать исключительным произведением искусства, характеризующим Серебряный век в России. 

Лев Бакст

Лев (Леон) Бакст (настоящее имя Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) родился в городе Гродно в 1866 году в ортодоксальной еврейской семье. Ему очень повезло с женитьбой. Его женой стала единственная дочь гродненского коммерсанта Бакстера, поставщика сукна для российской армии. Именно благодаря ему семья переехала в северную столицу, где будущий мастер поступил вольным слушателем в Академию художеств и окончил четыре класса. Всё это время он подрабатывал книжной иллюстрацией, брал уроки у Бенуа, даже сумел организовать свою первую персональную выставку. Тут он впервые взял себе псевдоним Леон Бакст.

В дальнейшем Лев Самойлович был стенографом, иллюстратором, дизайнером, мастером станковой живописи и театральной графики, жил в Санкт-Петербурге и Париже. Он работал в разных журналах и преподавал в школе живописи. Кстати, одним из его учеников оказался Марк Шагал. Однако нам он прежде всего известен как участник объединения «Мир искусства» и участник театрально-художественных проектов Сергея Дягилева… Словом, как художник он вполне состоялся и даже стал почётным гражданином Санкт-Петербурга.

И тут случается удивительное. Ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью Третьякова, вдовой художника Николая Гриценко, он принимает лютеранство, обратившись с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст. С той поры все его знают только под этой фамилией.

Русский мир

Но брак распался, и Лев Самойлович необдуманно возвращается в иудаизм, за что был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство в столице. Надо сказать, что Бакст не особо расстроился. Он уехал в Париж, где жил с 1910 года до конца своих дней.

Во французской столице Бакст создаёт театральные декорации и эскизы костюмов, которые произвели эффект революции. Это он декорировал самые известные спектакли русского балеты такие, как «Клеопатра», «Карнавал», «Шахерезада», «Жар-птица, «Нарцисс», «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна» и «Дафнис и Хлоя». Благодаря мастеру Париж знакомится с тем, что называют русским миром…

Леон Бакст получил мировую славу. Он разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. За заслуги его удостоили высшей награды Франции — ордена Почётного легиона.

Плодотворный же союз с театралами распался… Лишь в 1921 году Бакст предпринял попытку возобновить сотрудничество и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» Петра Чайковского, которая станет его последней крупной постановкой. 

Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто, Андрея Белого и др.

Зинаида Гиппиус

Ну а теперь несколько слов о даме, которая с вызовом смотрит на зрителя с портрета большого художника. Вот как о ней пишет одна из её современниц Вера Бунина, жена известного писателя Ивана Бунина: «О ней говорили, как о провинциалке, поднявшейся до литературного салона в Париже, зла, горда, умна, самомнительна. Кроме «умна», всё неверно, то есть, может быть и зла, да не в той мере, не в том стиле, как об этом принято думать. Горда не более тех, кто знает себе цену. Но, конечно, она знает свой удельный вес».

Ей вторит философ Николай Бердяев: «Я считаю Зинаиду Николаевну очень замечательным человеком, но и очень мучительным. Меня всегда поражала её змеиная холодность. В ней отсутствовала человеческая теплота. Явно была перемешанность женской природы с мужской, и трудно было определить, что сильнее. Было подлинное страдание. Зинаида Николаевна по природе несчастный человек»…

Если верить современникам, Гиппиус позволяла себе всё, что запрещалось остальным. Например, носила мужские наряды, шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета. А в 1905 году, задолго до Коко Шанель, сделала короткую стрижку. О ней говорили много разного и всякого… Но в одном все были единодушны — Зинаида Гиппиус очень талантлива…

Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 года и была похоронена под одним надгробием с мужем Дмитрием Мережковским, с которым прожила в браке 52 года, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В СССР произведения Гиппиус не издавались вплоть до 1990 года.

зинаида гиппиус
Л. Бакст. Портрет Зинаиды Гиппиус. 1905 г. ГТГ

зинаида гиппиус

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Такая разная Евфимия Носова…