«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» Александра Герасимова

И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле

«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» или «Два вождя после дождя»

И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» — это образец соцреализма и культа личности в изобразительном искусстве. Так спустя годы критики отзывались о картине Александра Герасимова, созданной им в 1938 году. В эпоху сталинизма она наряду с работой Михаила Авилова «Приезд товарища Сталина в Первую Конную» массово тиражировалась и была наиболее распространённой. Многочисленные копии находились в государственных учреждениях и домах граждан. В народе же картину иронично называли «Два вождя после дождя». Сейчас этот холст практически забыт…

    Впервые работа Александра Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» была представлена на конкурсе 1937 года ИЗО-Гиз под названием «Лучший портрет товарища Сталина и его ближайших соратников».

О конкурсе

     На выбор художникам предлагали несколько тем. В их числе: «Портрет/бюст Сталина», «Сталин на трибуне Чрезвычайного съезда Советов», «Сталин на трибуне мавзолея», «Сталин с поднятой рукой на вечере открытия метро или на Съезде Советов», «Вперёд к новым Победам», «На канале Москва-Волга», «Сталин среди детей, лётчиков, героев Советского Союза» и «В парке культуры и отдыха им. Горького».

     Кроме того, был установлен список деятелей, с которыми можно было рисовать вождя народов. В этом списке значились председатель Совета народных комиссаров СССР, министр иностранных дел Вячеслав Молотов, секретарь ЦК ВКП Лазарь Каганович, один из первых маршалов Советского Союза Клим Ворошилов, «всероссийский староста» Михаил Калинин, нарком НКВД Николай Ежов.

    При этом художники были «вправе предложить издательству собственную тему, не идущую вразрез с установкой конкурса». Следует отметить, что конкурс был закрытым. К участию в нём пригласили всего пятьдесят человек.

    Работать разрешили в «любой технике», размер полотна не мог быть меньше, чем «50 на 60 см» и обязан был удовлетворять требованиям репродуцирования в массовой печати. Художникам выдали по 1,5 тыс. руб. на расходы, срок сдачи работ назначили через полгода, в аккурат к выставке в честь очередной годовщины Октябрьской революции.

Дружба с Ворошиловым

    Герасимов был близок с семьёй Ворошилова и неоднократно, как потом писал в своих воспоминаниях, был у него в гостях. Более того, в конце декабря 1929 года художник даже попросил боевого наркома защитить его семью от раскулачивания.

    Клим Ефремович лично обратился за помощью к Председателю ЦИК СССР Михаилу Ивановичу Калинину. В архивах до сих пор хранится это послание, благодаря которому семья Герасимовых не только избежала репрессий, но и сохранила своё поместье.

     А потом именно Ворошилов познакомил художника со Сталиным. 6 июля 1933 года Герасимов вместе с Исааком Бродским и Евгением Кацманом целый день провели на даче вождя народов,. Они беседовали, играли в городки, обедали и ужинали с хозяином. За это время Герасимов даже успел сделать несколько набросков, которые ему потом очень помогли в работе.

Тему придумал сам

   Искусствоведы утверждают, что начиная с 30-го года Сталин уже не позировал художникам, хотя и разрешал некоторым из них., речь идёт о наиболее приближённых, делать наброски во время выступлений. Более того, некоторые исследователи считают, что художник, работая над «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», взял за основу фотографию Михаила Калашникова. Она была опубликована в газете «Правда» от 14 мая 1935 года. На ней запечатлены Сталин и Молотов, гуляющие по Кремлю. Однако Герасимов утверждал, что придумал тему сам:

   «Я стал думать на эту тему (то есть о Сталине и Ворошилове), и пришла в голову мысль, что нужно написать их как олицетворение: один — Красной Армии; другой — всех народов. И в то же время в позах — выражение непоколебимости, уверенности. Эти позы должны представлять, что народы и Красная Армия — это одно и то же, один монолит… Мне нравилась серебристая гамма. И вдруг я подумал: чего же проще — написать их перед тем дворцом в Кремле, в котором происходят заседания правительства. Вот этот тротуар я хорошо помню. Они могли выйти, встать здесь, ждать автомобиля или смотреть на Москву. Со стороны идеологической было решено. Надо было сделать целый ряд эскизов, потому что серебристая гамма для меня была трудной, — я привык к мажорным краскам, а серый тон страшно трудный. Такое большое количество нюансов в нём, что я долго бился над этой картиной».

После ХХ съезда картина попала в запасники

   Картина «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле» хранится в экспозиции Новой Третьяковки. Техника исполнения картины — масляная живопись по холсту. Справа внизу имеется подпись автора и дата — «1938 А. Герасимов».

   Впервые полотно экспонировалось на выставке, посвященной XX годовщине РККА и ВМФ, а в 1939 году было представлено на Международной художественной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке, где получила гран-при.

     В 1941 году картину удостоили Сталинской премии I степени. В этом же году её приобрела Третьяковская галерея. Одним из основных достоинств картины искусствовед Владимир Садовень в 40-е годы считал перерастание «портретной темы в историческую, решённую в монументальном плане».

    Вместе с работой Герасимова Сталинскую премию тогда присудили ещё двум полотнам: «На старом Уральском заводе» («Урал демидовский») Бориса Иогансона и портрету академика И.П. Павлова кисти Михаила Нестерова.

     После XX съезда картина была изъята из залов Третьяковской галереи и перемещена в запасники. Позже она была выставлена уже в экспозиции на Крымском валу в разделе «Искусство XX века».

О художнике

    Александр Михайлович Герасимов, которого современники считали любимым художником Сталина, родился в городе Козлове Тамбовской области (ныне — Мичуринск) 31 июля (12 августа) 1881 года в купеческой семье.

     Его учителями в Московском училище живописи, ваяния и зодчества стали Константин Коровин, Валентин Серов и Абрам Архипов. Великие мастера трудились не зря, зерна ученичества попали в благодатную почву. К слову, уже в 1913 году по проекту Герасимова в его родном Козлове было построено здание драматического театра.

     В 1915-м художника мобилизовали в армию и до 1917 года он находился на фронтах Первой мировой войны, служил в санитарном поезде на Южном (Галицийском) фронте. После демобилизации в 1918—1925 годах жил и работал в Козлове.

    В 1925 году переехал в Москву, вступил в Ассоциацию художников революции и преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934-го получил творческую командировку на три месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию. В 1939—1954 годах был председателем оргкомитета Союза художников СССР.

С приходом Хрущёва всё изменилось

    Первые годы своей деятельности Герасимов, впрочем, как и многие его коллеги по творческому цеху, увлекался импрессионизмом. Но когда понял, что в новой России импрессионизм не пользуется особым успехом, начал писать картины в жанре социалистического реализма.

   Случилось это в 1920 году. Столь резкая смена художественных взглядов мгновенно принесла дивиденды — художника полюбила власть.

    Награды на него посыпались, как из рога изобилия. Уже одно то, что его одним из первых удостоили почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, говорит само за себя.

   А затем и вовсе неслыханная честь — в 1947 году Герасимов становится первым президентом Академии художеств СССР. Должность эту он занимал до 1957 года.

   Потом всё резко закончилось. С началом правления Никиты Сергеевича Хрущёва Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций…

Наталья Швец

Репродукция картина Александра Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле»

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Первая дама советской скульптуры на портрете Михаила Нестерова»