Художница Серебряного века Александра Коновалова вновь порадует зрителей своими творениями.
Выставка забытой ходожницы Серебряного века Александры Коноваловой будет работать до 26 октября 2016 года в залах Российской академии художеств — Галерее искусств Зураба Церетели. В экспозиции представлено около 40 работ из собрания галереи «Веллум».
В лиричных акварелях Коноваловой, забытой ныне художницы начала ХХ века и любопытного мастера русского символизма, прослеживается сильное влияние Михаила Врубеля, однако без свойственного этому мастера надлома. Близко ей было и наследие Виктора Борисова-Мусатова. Частые персонажи ее полотен — скучающие дамы в кринолинах.
Основная часть представленных на выставке «Александра Коновалова. Возвращение» произведений создана в 1900–1910-х годах. Однако ретроспективу завершают рисунки в 1930-е годы, когда она жила на Чукотке, в том числе с изображением шаманов («Обрядовый танец»).
Александра Сергеевна Коновалова родилась в Москве в 1889 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности 14-летней барышней в 1903 году она поступает в Строгановское училище. В 1906 году училище временно было закрыто, и Коновалова с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, оттачивая глаз в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра. Дальнейшие обстоятельства жизни Александры Коноваловой до сих пор не до конца изучены. Из творческого наследия мастера до нас дошли только акварели.Александра Коновалова работала в эпоху Декаданса – самое плодотворное в творческом отношении время, когда мистические веяния претворялись в удивляющие взор картины или поэтические образы. Это время породило много великих имен: Врубель, Бенуа, Борисов-Мусатов, Гончарова — в живописи; Иванов, Надсон, Ахматова, молодой Мандельштам — в поэзии; Скрябин и Рахманинов — в музыке; еще Нижинский, Рубинштейн, Дягилев – любители искусства знают их наизусть, но не только эти авторы творили тогда.
В это же время были удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в знаменитые объединения и группы, но создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем именитые мастера. Один из таких авторов — Александра Сергеевна Коновалова, которая обращается к легким графическим техникам — гуаши, акварели, пастели, что позволяет достичь ощущения ее бестелесности. Она не только учится у Врубеля, но и помогает художнику в изготовлении его декоративных панно, исполняя черновую часть заказов. И после ухода учителя из жизни Александра Коновалова продолжает писать, в основном акварелью, используя посыл наставника. В ее символистских, мифологических акварелях присутствует ощущение одновременности вчера и сейчас, реального и инфернального. Произведения художницы рубежа 1900-1910-х годов – это отражение художественной жизни, тонкие цитаты эпохи русского модерна.
Активная выставочная деятельность Коноваловой приходится на 1914-1918 годы, когда она вошла в общество «Свободное творчество», где также состояли Апполинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Давид Бурлюк. Естественно, окружение, взаимовлияние и творческий поиск сформировали новый изобразительный язык: к концу 1910-х она находит новые художественные средства, отходит от эстетики символизма и обращается к более традиционным сюжетам.
Позднее, уже в тридцатые, подвергнувшись антиформалистической атаке официоза, она — твердый реалист, но тяга к мифотворчеству, любовь к сказочному и загадочному и тогда не покидает художницу. Коновалова, живя на Чукотке, куда ее выбросила страшная реальность сталинской эпохи, обращается к мистической традиции аборигенов. Уже не мистифицируя с образами, всего лишь изображая шаманов, иллюстрирует сакральную жизнь Севера. сегодня о художнице мало, что известно. Никто так и не смог рассказать об обстоятельствах ее жизни и смерти. Но нынешнему поколению остались ее акварели – замечательные произведения искусства, которые можно посмотреть в Галереии искусств Зураба Церетели.
Ольга Сдобникова
Фото — сайт галереи искусств Зураба Церетели