Интерьер загородного дома — излюбленный сюжет Жуковского

интерьер загородного дома
Станислав Жуковский. "Радостный май" (1912 г.), холст, масло.

Интерьер загородного дома изобразил на картине «Радостный май» русский художник польского происхождения Станислав Жуковский. Простое убранство деревянного дома залито слепящим весенним солнцем. В открытое окно врывается тёплый ветер и гомон птиц, видны покрытые свежей зеленью деревья на фоне глубокой синевы неба.  

  Полотно словно дышит прошлым, оно овеяно ностальгией. И только солнечный свет, который бьёт в окна, оживляет интерьер… Именно он позволяет увидеть комнату и её бревенчатые стены как-то по-новому.

  Когда первый восторг проходит, невольно задумываешься — о чём могут поведать эти старые деревянные стены и ампирные стулья с синей обивкой, расставленные вдоль них между оконными проёмами? Что интересного могут рассказать стоящие на подоконниках синие цветы… А портреты прежних обитателей дома? Какие тайны скрывают они?

Александр Бенуа о картине 

 На X выставке «Союза русских художников» картину «Радостный май» восторженно встретили как критики, так и зрители. А Павел Третьяков сразу приобрёл её для своей коллекции.

  Вот что писал об этой работе Александр Бенуа: «…с одной музейной покупкой мы согласимся. Это «Радостный май» Жуковского, взятый в Третьяковскую галерею. Мне скажут, здесь повторение мотива, использованного уже Жуковским и успевшего набить оскомину… Зал в усадьбе с открытыми настежь окнами в сад, весеннее солнце, мебель красного дерева и даже не забыты фиалки на подоконниках – мы видели это не раз. Однако за самый факт повторения я не могу порицать Жуковского. Художник, живо заинтересованный какой-нибудь темой, совершенно естественно возвращается к ней многократно – желая всё полнее её выразить. К тому же в данном случае Жуковский достиг намеченной цели. Ярче прежнего светит солнце, радостнее кажется свежий воздух, полнее передано особое настроение оттаивающего, оживающего после зимней стужи, после долгого затвора дома; кроме того, вся картина написана с той ценной свободой техники, которая приобретается лишь тогда, когда во всех своих частях задача, поставленная себе художником, выяснена».

    Сам же мастер так сказал о своём творчестве: «Я большой любитель старины, в особенности, пушкинского времени…, но как мало истинно культурных и тонких людей, умеющих ценить эту святыню, не превращающих их (памятники того времени) в фабрики, а парки, где гулял Евгений Онегин — во дрова».

Певец русской усадьбы

 Станислав Юлианович Жуковский, которого называют певцом русской усадьбы, родился 1873 году в местечке Ендриховцы Гродненской губернии Российской империи.

 Отец Жуковского был дворянином по рождению, но к моменту крещения Станислава лишён этого звания и всех имущественных прав и вместе с двумя братьями сослан в Сибирь. Причина — участие в польском восстании 1863 года. Он тяжело переживал лишения, выпавшие на его долю, что не могло ни сказаться на его характере. Юлиан Жуковский стал замкнутым и нелюдимым. И таким он остался даже когда вернулся к прежней жизни.

    Мать будущего творца, её звали Мария Вержбицкая, была родом из Варшавы. Она получила блестящее воспитание, училась в Париже, но всё резко изменилось после замужества. Брак оказался несчастливым и не принёс радости. Семья жила очень замкнуто. Ей ничего не оставалось, как только заниматься детьми и безвыездно находиться в бывшем имении супруга Старая Воля в Гродненской губернии Пружанского уезда, которое они арендовали.

  Мария большое значение придавала образованию детей, особенно поощряла их занятия рисованием. А вот отец это не приветствовал, постоянно упрекал Станислава за его увлечение и часто наказывал. Он считал, только точные науки принесут детям успех в будущем…

Совет учителя

 В Белостокском реальном училище, куда родители перевели Станислава из Варшавской классической гимназии, у будущего художника случилась встреча, полностью изменившая его жизнь.

  Дело в том, что учителем рисования там работал художник Сергей Никитич Южанин, впоследствии известный пейзажист и мастер интерьера. Именно он посоветовал своему воспитаннику начать серьёзно учиться живописи. Обучение было решено продолжить в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

 Зная суровый нрав отца, юноша предпочёл не говорить о своём выборе, однако начал готовиться к поступлению. Согласно уставу училища, туда можно было поступать с двенадцати лет. Однако за несовершеннолетних детей должны были подать заявление родители. Тем самым они брали на себя материальное обеспечение учащегося.

 Юноша понимал — согласия отца он не получит. Немного поразмыслив, решил скрыть свой настоящий возраст и прибавить себе два года. Он рассчитывал, что подобная ложь позволит поступить в училище в качестве вольнослушателя, способного самостоятельно платить за своё обучение.

   Реакцию старшего Жуковского не сложно представить. Узнав о том, где теперь учится сын, он тут же от него отрёкся и не простил вольности до конца жизни. Даже когда Станислав станет известным художником, отец насмешливо будет называть его «маляром».

Первый успех 

  Первым московским педагогом Жуковского стал художник-жанрист и график Сергей Коровин. Затем Леонид Пастернак, Абрам Архипов, Исаак Левитан и Василий Поленов. Именно он в будущем окажет большое влияние на творчество молодого живописца.

   В 1895 году Жуковский получает свидетельство Совета Московского художественного общества «для беспрепятственного рисования и снятия живописных этюдов с натуры». Теперь он может уехать на родину, где начинает писать виды родной Гродненской губернии.

  Эти работы он начал выставлять на выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Передвижных, Московского товарищества художников, Общества любителей художеств….

   После удачного дебюта на выставке в училище в 1896 году его работа «Усадьба» была принята на XXIV Передвижную выставку и сразу же отмечена в печати. Через год, теперь уже на XXV Передвижной выставке пейзаж «Весенний вечер» приобретает знаменитый Павел Третьяков.

  Вместе с тем на экзамене в 1897 году Жуковский получил две малые серебряные медали за этюд и за рисунок. Наступило время писать картину на большую серебряную медаль. Утверждение эскиза прошло удачно. Впереди были два свободных года для подготовки к выпускным экзаменам…

Мастер

 Вообще, конец 1890-х для Жуковского отмечен бурной деятельностью, как в творчестве, так и в личной жизни. В это время он женится на Александре Александровне Игнатьевой и создает картины, которые говорят о нём, как о самостоятельном художнике. К примеру, картина «Весенняя вода» была отобрана на XXVI-й Передвижной выставке Комитетом по приобретению картин для Академии художеств, куда входили Илья Репин, Павел Чистяков и Владимир Маковский. А за картину «Лунная ночь» он получил звание классного художника. Это был несомненный успех!

 В конце 1899-начале 1900 года на XIX-й выставке картин Московского общества любителей художеств Жуковский выставляет полотно «Ясная осень. Бабье лето», написанное в усадьбе Поддубье Тверской губернии. На нём изображена липовая аллея, ведущая от церкви к барскому дому.

  В этом произведении Жуковский выступил продолжателем своего любимого учителя Исаака Левитана, умеющего тонко передавать «унылую пору, очей очарованье»…

 Словом, в новый век Станислав Жуковский, как говорят его биографы, вступает настоящим мастером, продолжающим линию русского лирического пейзажа и использующим для этого достижения современной живописи.

Владимир Маяковский — ученик Жуковского

 В октябре 1907 года было объявлено, что Императорская Академия «…за известность на художественном поприще признаёт и почитает Станислава Юлиановича Жуковского своим академиком». Фортуна полностью на его стороне. В 1910 году за картину «Мельница» Жуковский получает премию имени Куинджи, а на выставках «Союза русских художников» его картины раскупаются ещё до открытия вернисажа.

   Казалось, можно было бы остановиться. Но художник продолжает искать что-то новое и, что впрочем ожидаемо, попадает под влияние импрессионизма. Но воспринятые им импрессионистские приёмы всё равно подчинены пленэрной живописи, а в его картинах довольно гармонично переплетаются сразу несколько жанров и стилей. Он продолжает много и плодотворно трудиться. Жуковского постоянно приглашают на выставки, причём не только как художника, но и как эксперта.

  Параллельно он открывает частную школу живописи и рисования, которая вначале размещается в гостинице «Санкт-Петербург», а затем переезжает в его квартиру в Козицком переулке. В летнее время, уезжая на дачу в Тверскую губернию, Жуковский вывозит туда своих учеников и интенсивно работает с ними на природе…

   Кстати, эта студия просуществовала до 1917 года. Среди его учеников были поэт Владимир Маяковский и известный российский художник Игнатий Нивинский.

Спасение Кусково

 Всё резко заканчивается в 1917 году. Великую Октябрьскую революцию художник принял без особого энтузиазма. Понять можно: он только что развёлся со своей первой женой и вступил в новый брак с ученицей своей студии, молодой красавицей Софьей Павловной Кваснецкой.

 Ему хочется любить и радоваться, а тут такое потрясение, которое в корне меняет жизнь не только его, но и всей страны.

  По крупному счёту, Жуковскому не стоит особенно сетовать на свою жизнь. Новая власть его сразу приняла. Более того, в октябре 1918 года его делают членом комиссии по охране памятников при ИЗО Наркомпроса и членом художественного совета Третьяковской галереи. По заданию Отдела пластических искусств ИЗО Наркомпроса Жуковский обследовал частные художественные собрания Москвы и Подмосковья и сделал всё от него зависящее, чтобы превратить в музей усадьбу Кусково. Так что во многом благодаря ему мы сегодня можем восхищаться этим дивным местом.

Идейно вредный художник

 В начале 1920-х годов от художников начинают требовать изображать «революционную действительность в искусстве». Но Станислав Жуковский не Иосиф Бродский и не Митрофан Греков. Ему, любившему писать усадьбы, очень трудно менять стиль и начинать творить по-новому.

   Верный себе, Жуковский продолжает рисовать так, как привык. 23 октября 1921 года в Салоне на Большой Дмитровке открывается его персональная выставка. На ней были представлены 74 работы, выполненные за последние четыре года. Выставка имела успех у зрителей, но не понравилась критикам, ангажированным властью. Творчество Жуковского назвали идейно вредным, «воспевающим помещичьи гнезда», тоскующим по прошлой жизни.

 Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, его работы востребованы и представляют современное искусство за рубежом, с другой стороны — в самой стране его перестали выставлять…

Польский период Жуковского

  Решение покинуть Советскую России далось Жуковскому с трудом. В сентябре 1923 года Станислав Жуковский уезжает в Польшу и в 48 лет начинает жизнь с нуля.

 На родине предков его принимают с восторгом. Ещё бы! В глазах польской интеллигенции он изгнанный из страны Советов художник. Не удивительно, что его постоянно приглашают на выставки, берут интервью, прислушиваются к мнению и восхищаются творчеством.

 Он много пишет. Только теперь рисует Полесье, интерьеры Лазенковского дворца и пр.

  Картины Станислава Жуковского приобретают Национальный музей в Варшаве, Национальная галерея в Кракове, музеи Познани, Гданьска, Вроцлава, Лодзи и других городов, множество работ приобреталось в частные собрания. Выставки картин Жуковского прошли и в Париже: в 1925 году в галерее Шарпантье, в 1930 — в галереях Зак и д’Алиньян.

Жизнь решила по-своему

  Но вскоре критики начинают констатировать, что польский период Жуковского представляет собой чуть изменённое повторение всего того, что было написано раньше в России. А потом и вовсе всё чаще и чаще звучит: творчество Жуковского не имеет никаких связей с линией развития польского искусства. Все видят в нём «наследника по прямой линии знаменитого русского пейзажиста Левитана»…

   В общем, Советской России он не нужен, а в Польше так и остался чужим…

   И тут случается новая беда. В середине тридцатых годов в Польше разразился сильный экономический кризис. Стране было не до работ художников. С большим трудом его второй жене Александре Жуковской удалось продать двенадцать картин супруга в Советском Союзе.

 Параллельно она начинает уговаривать художника вернуться обратно, тем более, что советское гражданство он сохранил. Пока Жуковский думал, жизнь рассудила по-своему.

   В сентябре 1939 года Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война. Во время оккупации Жуковский оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города и попал в лагерь в Прушкуве. Осенью 1944 года его не стало. Станислав был похоронен в общей могиле.

  Трудно сказать, как сложилась бы его судьба, если бы художник вернулся в СССР. Быть может, погиб бы в лагерях Сибири, а быть может, вновь бы поднялся на Олимп… В реальности же всё сложилось так, как сложилось…

интерьер загородного дома
Станислав Жуковский. «Радостный май» (1912 г.), холст, масло.
Интерьер загородного дома
Белый дом
Интерьер загородного дома
Большая гостиница в Брасове
Последние астры
Плотина
Ясная осень. Бабье лето
Интерьер загородного дома
Брошенная терраса
интерьер загородного дома
Былое. Комната старого дома
Весенний вечер
Весенняя вода
Выпал снег
Лунная ночь
В мае

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»: Московский вечер Татьяны Назаренко