Портрет Лопухиной имел дурную славу

портрет лопухиной

Портрет Лопухиной кисти Боровиковского имел дурную славу

портрет лопухинойВ истории искусства были примеры, когда ту или иную картину художника преследовала дурная слава. В XVIII веке всерьёз полагали, что некоторые работы могут негативно повлиять на владельцев, натурщиков или самого мастера. Объяснить столь странную точку зрения логически нельзя, но люди верили и боялись… Такая сомнительная слава сопровождала картину Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»

    Этот портрет художник написал в 1797 году с образа дочери отставного генерала Ивана Толстого восемнадцатилетней Марии. Заказчиком стал её супруг, егермейстер и действительный камергер при Дворе императора Павла I Степан Авраамович Лопухин. Глядя на эту кокетливую, полную жизни красавицу, трудно поверить, что спустя всего пять лет после создания портрета она умрёт от чахотки.

    Светское общество было потрясено… И вскоре кто-то измыслил легенду, что один взгляд на портрет может привести любую девушку к гибели. В столичных салонах судачили, что «Портрет Лопухиной» унёс жизни около десятка девиц на выданье. Суеверные люди и вовсе утверждали: картина наполнена духом молодой графини, забирающим души юных прелестниц…

   Долгое время полотно как семейная реликвия бережно хранилось у племянницы Марии Ивановны, дочери её брата Фёдора Толстого. Однако в конце 1880-х годов холст Владимира Боровиковского увидел Павел Михайлович Третьяков и уговорил продать его, там самым окончательно развеяв «страшный» миф.

Условный пейзаж

  При написании портрета Владимир Лукич Боровиковский использовал традиционный приём репрезентативного портрета. Он окружил персонаж предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ.

  Художник старался показать характер героини, а не её высокий общественный статус. Мария Ивановна Лопухина изображена на фоне условного, декоративного пейзажа. Здесь враз собраны милые сердцу русского человека растения-символы — берёзы, колосья ржи, васильки… Их смысловая нагрузка понятна всем. Сама модель одета в свободное белое платье, подпоясанное голубым шёлковым шарфом, цвет которого перекликается с полевыми цветами. Её волосы завиты в локоны. Изгиб фигуры будто вторит склонённым налитым спелостью колосьям.

   Мастер сумел наполнить этот воздушный образ жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Подобная лаконичность и простота были присущи сентиментализму — стилю живописи того времени. Правда, Боровиковский в своём мастерстве поднялся на самые вершины.

Поэтическое посвящение портрету

  портрет лопухинойПросвещённые современники восхищались портретом. А спустя сто лет русский поэт Яков Полонский даже посвятил ему следующие строки:

 

 

 

«Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Жемчужина Третьяковской галереи

  Следует сказать, что в коллекции Павла Третьякова присутствуют и другие работы Владимира Боровиковского. Но посетители отмечают особый магнетизм именно этого холста, который по праву называют жемчужиной Третьяковской галереи.

    Отмечу, что до открытия Третьяковки в качестве музея портрет Лопухиной выставляли на экспозициях в Москве всего дважды. А за пределы России шедевр вообще никогда не вывозился. Однако прежде его публиковали в учебниках по истории. И дети советского времени хорошо знали имена художника и позировавшей ему красавицы XVIII века. Редко, впрочем, интересуясь их судьбами…

Похвала, изменившая жизнь

    Будущий великий художник родился в Малороссии в шумном Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Весь клан служил в Миргородском полку. Не стал отступать от семейной традиции и молодой Владимир. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, садились писать иконы. С икон начинал свою карьеру живописца и сам Владимир, когда решил посвятить себя искусству.

   В 1787 году, когда Владимиру Боровиковскому было тридцать лет, императрица Екатерина II отправилась в Крым. Предводитель дворянства Киевской губернии, поэт Василий Капнист пригласил Боровиковского расписывать помещение, в котором должна была остановиться императрица. Художник выполнил заказ, написав картины на аллегорические темы. Правительница обратила на них внимание и дала высокую оценку. В результате ему повелели переехать в Петербург.

Северная столица

   В конце 1780-х Боровиковский поселяется в Петербурге, в гостеприимном и шумном доме архитектора Николая Львова. Львов, который верил в талант украинского мастера, помогал Владимиру Боровиковскому понять петербургскую художественную жизнь. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев. Довольно часто бывает и Григорий Державин.

    Николай Львов помогал художнику получать заказы. Ведь молодой живописец, подобно своему отцу и братьям, писал лишь иконы да в чём-то близкие к ним парсуны видных миргородских казаков. Сейчас же для него начинается новый процесс освоения живописной культуры, по которому его ведёт художник Лампи-отец. Владимиру Боровиковскому нравилась живопись Виже-Лебрен, Вуаля и Дмитрия Левицкого, который также был его учителем. Но никаких «цитат», подражания даже в ранних петербургских работах художника нет.

Камерный портрет

   В его творчестве, которое представляет собой слияние классицизма и сентиментализма, преобладает камерный портрет. В женских образах Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» он с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. А на холсте «Портрет Е. А. Нарышкиной» можно увидеть многообразие сокровенных чувств и переживаний модели.

    Вообще, Боровиковского можно смело считать автором парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера». В этих работах он мастерски передаёт мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

   Кроме того, художник является признанным мастером портретной миниатюры. Много работ, принадлежащих его кисти,  хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.

    В последние годы жизни Боровиковский вернулся к религиозной живописи. Он написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. А ещё давал уроки живописи, в том числе, начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Художник огромного масштаба

    Неровный, но искренний мастер Владимир Лукич Боровиковский был художником огромного масштаба. Он определил своим творчеством целую эпоху в истории русского портрета, видя в людях носителей добра, чуждых всякому злу. Получал за это много нареканий. Но его портреты и сейчас привлекают не только мастерством, но и лиричностью чувств, неповторимой эмоциональной интонацией.

   Быстро набравший популярность и клиентуру в Петербурге, Боровиковский никогда не зазнавался. Работал он очень много. Брался и за парадные портреты, и за «домашние сцены», и за иллюстрации к книгам и романам, и за копии, используя красивый багет для картин.

    Постепенно популярность его пошла на спад, художник сделался мрачен и хмур, перестал поддерживать переписку с друзьями, углубился в мистику и последняя серия его картин, альбомы с набросками – это своего рода «конспект» той мифологии и мистики, которую он изучал. Самой же последней его работой стал иконостас в церкви Смоленского кладбища в Петербурге, где и упокоился сам художник.

Наталья Швец
Репродукция картины Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — «Хризантемы — свой самый известный натюрморт Игорь Грабарь написал, вернувшись из Европы»