Работу «Город Троки при луне» Сократ Воробьёв нарисовал в 1856 году. В Третьяковскую галерею рисунок поступил в 1925 году из Государственной Цветковской галереи. На небольшом листе художник изобразил романтический ночной вид Троки — уездного городка Виленской губернии.
Троки — это современный Тракай на территории Литвы. Расположен он на полуострове и островах в окружении озёр. Сократ Воробьёв избрал для рисунка точку, с которой видна главная достопримечательность – костёл Явления Пресвятой Девы Марии, построенный в XV веке. Его перестраивали вплоть до XVIII века. А вот известный всем туристам Тракайский замок на острове Гальве в то время находился в руинах. Вид, который по предположению реставраторов он имел в XV веке, вернули лишь 1970-е годы.
Папье-пелле
Интересный момент. При создании этого пейзажа Сократ Воробьёв выбрал новый, появившийся в середине XIX века материал – папье-пелле. Что это? На фабричную бумагу с довольно плотной основой наносили несколько тонких слоёв гипса.
Слои тонировали, т.е. покрывали разными оттенками серого, голубого, зелёного или охристого цветов. Иногда тон, покрывающий лист папье-пелле, менялся, перетекал от коричневатого или зеленоватого внизу к светло-голубому вверху. Подобным образом намечали планы будущей пейзажной композиции: земли и травы в нижней части и неба – в верхней. Для изображения ночных сцен выпускали тёмную бумагу, для дневных – светлую.
Возможности папье-пелле использовали многие художники. К примеру, с этим материалом часто работали Иван Айвазовский, Андрей Боголюбов и Алексей Саврасов.
Воробьёв для пейзажа использовал лист папье-пелле, покрытый тёмным зеленоватым тоном, высветленным в средней части. Рисунок выполнен чёрным итальянским карандашом, более светлым графитным, а также акварелью и белилами. А для света луны художник использовал известный технический приём – проскрёб краску до белого грунта.
Город Троки под луной
Свой пейзаж Сократ Максимович написал в 1856, через год после смерти отца, известного художника Максима Воробьёва.
Возможно поэтому ночной пейзаж с луной на тёмном небе смотрится таким грустным. Но как бы там ни было, глядя на него, мы словно прикасаемся к истории старого города, заложенного в конце XIII века князем Гедимином.
Легенда гласит, что на охоте князь наткнулся на удобный по географическому расположению холм и решил построить там замок. Сделал это, и вскоре сюда перенесли столицу из Кернова.
Великий князь Витовт сделал Троки великокняжеской резиденцией, значительно расширил и укрепил. Именно здесь он собирал и готовил армию к Грюнвальдской битве. Вот такое интересное в историческом плане место изобразил Воробьёв. Смотришь на его рисунок и невольно погружаешься в далёкое прошлое… Представляешь старый Троки, рыцарей в доспехах. Но о прекрасных дамах, хотя и луна на небе светит, почему-то не думаешь..
Художник Сократ Воробьёв
Один из ведущих пейзажных живописцев второй половины XIX столетия Сократ Воробьёв родился в семье художника Максима Никифоровича Воробьёва. Отец — наставник многочисленной группы учеников известной под его именем воробьёвской школы. Именно он научил сына рисовать и открыл талант, который прежде всего проявился в акварелях.
В 1833 году Сократ поступил в Императорскую Академию художеств. Учился в классе ландшафтной и перспективной живописи опять же у отца. В 1836 году его работы удостоили малой и большой серебряных медалей, в 1837 — малой золотой. А в 1838 году он получил большую золотую медаль за картину «Вид мызы Фалль графа А. Х. Бенкендорфа близ Ревеля». Через год завершил обучение в звании художника XIV класса.
Столь успешная учёба давала право совершить пенсионерскую поездку за границу. Сократ уехал в Италию, где провёл шесть лет. Кстати, по желанию императора Николая I он создал альбом картин с итальянскими видами.
В 1845 году серию графических работ Воробьёва Николай I приобрёл для императрицы Александры Фёдоровны.
Возвращение домой
В 1849 году Сократ Максимович вернулся в Санкт-Петербург, много выставлялся. В 1852 году он создал серию работ с видами пригородов российской столицы. В принципе, у него всё шло хорошо… Но неожиданно умер отец, смерть которого Воробьёв тяжело переживал.
Это не помешало ему занять место отца в Академии художеств, где он долго руководил классом пейзажной живописи. Среди его учеников известные мастера второй половины XIX века: Иван Шишкин, Арсений Мещерский, Юлий Клевер, Ойген Дюкер и другие.
В 1872 году Воробьёв из-за плохого здоровья уволился из академии и поселился в имении Турмонт, Новоалександровского уезда Ковенской губернии. Там он провёл последние годы, практически отойдя от дел и совсем не занимаясь живописью.
Произведения Воробьёва находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее-усадьбе В.Д. Поленова, музеях Владикавказа, Воронежа, Сыктывкара, Минска, Риги и других.
При подготовке публикации использованы следующие материалы:
Сайт ГТГ
Погодина А. А. «В тени отца». Молодой Сократ Воробьев (1817–1888) / А. А. Погодина // Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. — М. : ГИМ, 2001.
Булгаков Ф. И. Воробьев, Сократ Максимович // Наши художники : (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25-летия : биографии, портреты художников и снимки с их произведений : в 2 т. / Ф. И. Булгаков. — СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1889. — Т. 1
Власов В. Г. Воробьёв Максим Никифорович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2
Воробьёв, Сократ Максимович , Советская энциклопедия, 1951.
Воробьев, Сократ Максимович // Иллюстрированный словарь русского искусства : энциклопедия / Ред.-сост. Н. А. Борисовская. — М. : Белый город, 2001.
Энциклопедия русской живописи / Текст и сост. О. Ю. Николаев. — М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2010.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Иродиада» Ивана Крамского