Михаил Мохов изобразил одну из пасхальных традиций

михаил мохов

Художник Михаил Мохов на картине «Пасха» изобразил важную христианскую традицию — дарение красного яйца утром в священный праздник. На полотне, написанном в 1842 году, дедушка с внучкой обмениваются этим символом вечной жизни. В XIX веке первое подаренное яйцо хранили год, до следующей Пасхи.

Картина поступила в Государственную Третьяковскую галерею из частной коллекции в 1966 году. Её сюжет восходит к самому важному ежегодному религиозному празднику – Воскресению Христову, который отмечает весь православный мир.

В старые времена на Руси был обычай: ранним утром дети стучались в дома соседей и сообщали хозяевам о воскрешении Христа, за что их одаривали крашеными яйцами и сладостями. Также на Пасху было принято навещать крёстных родителей, бабушек и дедушек. Именно такой визит изобразил Михаил Мохов. А чтобы сильнее подчеркнуть значимость момента, он выбрал полотно большого формата.

Следует сказать, что Михаил Андреевич Мохов как раз и прославился как мастер большеформатных картин на темы русского быта. В этом списке «Бабушка и внучка» (1839) и «Подача милостыни» (1842), которые также можно увидеть в залах Третьяковской галереи.

К сожалению, до наших дней дошли немногие работы этого художника, однако можно с уверенностью сказать: он был хорошим мастером и великолепным портретистом. Его умение передать внутреннее состояние модели, отсутствие резких интонаций и общая сдержанность исполнения нравятся зрителю.

«Пасха»

Пространство изображённой на картине комнаты погружено в тень. Можно разглядеть лишь красный угол с иконами, который освещается таинственным светом лампады. Лучи падающего из окна весеннего солнца освещают лица персонажей и часть накрытого праздничной скатертью стола с традиционными пасхальными угощениями.

Бабушка с подносом в руках с умилением смотрит на сидящего за столом внука, который угощается праздничной едой. На переднем плане — дедушка с внучкой. Они подают друг другу крашеные яйца – символ блаженного Воскресения из мёртвых и начала новой жизни.

По поверью, первое подаренное в священный праздник яйцо не должно портиться, поэтому его хранили до следующей Пасхи. Именно эта важная христианская традиция исторически достоверно изображена на полотне Мохова. Она представляет ценность для исследования русской крестьянской культуры, поэтому картина довольно часто выставляется за пределами Третьяковской галереи. 

О художнике

Михаил Андреевич Мохов родился в 1819 году в семье мещан в городе Касимов Тверской губернии. Закончил московский художественный класс. Затем был вольнослушателем в Императорской Академии художеств, учился в классе великого Карла Брюллова. С начала 1870-х являлся членом Общества взаимного вспомоществования русских художников: член ревизионной комиссии (1877—1878), член комитета общества (с 1880), специалист-эксперт комитета (1886, 1888, 1889), председатель общества (1887).

В Государственном Русском музее находятся его работы «Портрет молодой женщины с девочкой» (1842) и «Портрет неизвестной в голубом платье» (1858). А в Государственной Третьяковской галерее — картина «Пасха», написанная в 1842 году. Именно за картон к этой картине и живопись с натуры он получил вторые серебряные медали Императорской Академии художеств. В 1847 году Михаила Мохова удостоили звания неклассного художника. В 1852 году он становится «назначенным» в академики, в 1858 за «Портрет с натуры» ему присуждают звание академика.

Из жизни Мохов ушёл в 1903, похоронен на Смоленском православном кладбище.

михаил мохов
М. Мохов. Пасха. 1842 г. ГТГ

При подготовке материала использовались следующие источники:

Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915, с. 133.

МОХОВ Михаил Андреевич // Государственный Русский музей. Живопись. Каталог. — СПб.: Palace Editions, 1998.

Сайт Здравствуй, Россия! Галерея.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Март» — хрестоматийный пейзаж Левитана