Василий Смирнов изобразил русского святого

василий смирнов

Василий Смирнов изобразил русского святого, князя Михаила Черниговского за минуту до гибели

василий смирновРусского святого, князя Михаила Черниговского, изобразил на своей картине художник-академист Василий Смирнов. Убийство этого князя стало одним из первых в длинном списке русских правителей, погибших в Орде. Однако не все жертвы монголов были причислены к лику святых, как это произошло в случае с князем Черниговским…

   Жизнь князя Михаила Всеволодовича, который, к слову, считался одним из самых деятельных русских князей домонгольского времени, после нашествия татаро-монгол складывалась трудно. Зимой 1240 года он вместе со своей семьёй был вынужден бежать из Галицкой Руси, где княжил, в Польшу, к своему дяде Конраду Мазовецкому.

   Но в пути, близ некоего «места немецкого, именем Середа» (возможно, имеется в виду польский город Серадз на реке Варте, — авт.), на князя напали, как утверждают историки, немцы. Они «перебили его людей, и добра много отняли, и внучку его убили».

   По крупному счёту, дальше князю ехать некуда — Галицкая Русь разорена татарами, дядя погиб в битве у Легницы, случившейся 9 апреля 1241 года. Киев сожжён… Оставалась лишь далёкая Венгрия, дочь правителя которой была женой его сына Ростислава. Он отправляется туда, но встречает довольно холодный приём. В итоге князь Михаил возвращается обратно на родину.

Князь едет в ставку Батыя

   Теперь Михаилу Черниговскому предстоит жить на Руси, но для того, чтобы вновь править, требуется получить от захватчиков ярлык, который даст право на обладание землёй, принадлежавшей ему по праву рождения. Неслыханное унижение для знатного правителя! Но делать нечего.

   И князь Михаил отправляется в ставку хана Батыя. В сопровождающей его свите едет внук Борис, сын дочери Марии, вдовы убитого татарами ростовского князя Василька Константиновича, и боярин Фёдор. В некоторых редакциях Жития этого боярина называют «первым воеводой княжения его».

  На календаре сентябрь 1246 года. Татары несколько лет бесчинствуют на Руси. Следовательно, князь Михаил оказался далеко не в числе первых, кто отправился к грозному захватчику. До него туда ездили многие князья и, надо сказать, почти все возвращались…

  Перед тем, как отправиться в столь трудное и долгое путешествие, князь Михаил Черниговский идёт к своему духовнику епископу Иоанну, который даёт наставления в дорогу.

Верная гибель

   В одном из документов говорится, что тот сказал следующее: «Многие поехавшие исполнили волю поганого, прельстившись славою света сего: прошли сквозь огонь, и поклонились кусту и идолам, и погубили души свои. Но ты, Михаиле, если хочешь ехать, не сотвори так: не проходи сквозь огонь, не поклоняйся кусту и идолам их, ни брашна, ни питья их не принимай в уста свои. Но исповедай веру христианскую, ибо не достойно христианам кланяться никакой твари, но только Господу Богу Иисусу Христу!»

   Не надо быть провидцем, дабы понять — эти наставления обрекают князя Михаила, как впрочем и любого другого, кто последует им, на верную гибель…

Велми взъярился Батый…

  Когда Батыю доложили о приезде русского князя, тот повелел привести его к себе. Но сначала, как пишут в Лаврентьевской летописи: «Послал Батый к Михаилу князю, веля ему поклониться огню и болванам их».

  По свидетельству русских источников, Михаил отказался от прохождения через костры: «Не творю аз сего: не иду сквозь огонь и не кланяюсь твари».

  Итальянский францисканец, первый из иностранцев посетивший Золотую орду, Плано Карпини пишет, что Михаила всё же заставили пройти между двух огней и «после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингисхану». А вот здесь Михаил «ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мёртвого человека, так как христианам этого делать не подобает».

  Батый «взъярився велми» и послал к Михаилу «одного из вельмож своих, по имени Елдега». Тот ясно объяснил, что в случае неповиновения князя ждёт лютая смерть. Но Михаил Черниговский остался непреклонен:

  — Тебе, царю, кланяюсь, поскольку тебе Бог поручил царство света сего. А тому, кому поклоняются, не поклонюсь!

   Решение князя всецело поддержал только боярин Фёдор. Все кто сопровождал князя, в том числе и его внук Борис, уговаривали его подчиниться. Более того, бояре даже готовы были разделить с ним этот грех, принять на себя епитимью. Но князь остался непоколебим…

Князь встретил кончину достойно

   Очевидцы утверждают, мученическую кончину князь встретил достойно. Вначале Михаил сбросил с плеч княжеский плащ — зримый символ его земной власти. Затем причастился с боярином Фёдором и они вместе начали петь молитвы. Тут и появились убийцы, посланные от Батыя. «И когда, приехав, убийцы соскочили с коней, они схватили святого Михаила за руки и за ноги и начали бить его руками по сердцу. А потом повергли его ниц на землю и били его пятками».

   Избиение продолжалось в течение долгого времени. Наконец, один из убийц прикончил князя: «сий отрезал святому мученику Михаилу честную его главу и отбросил её прочь».

   Затем боярину Фёдору ещё раз предложили исполнить волю повелителя, но тот отказался и его постигла участь князя. Смерть шестидесятисемилетнего Михаила Черниговского и боярина Фёдора случилась 20 сентября. Теперь этот день почитается днём их памяти.

   Церковное прославление мучеников началось с Ростова — города, где потом правили внуки Черниговского Борис и Глеб и мать их Мария Михайловна. Ещё при жизни княгини в Ростове была сооружена первая деревянная церковь во имя святого Михаила Черниговского.

Золотая медаль

   Вот этого человека, борца за веру, изобразил на картине «Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя», написанную в 1882 году. За эту работу Василий Смирнов получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Европу на четыре года. Более того, его дипломную работу одобрил сам Илья Репин. Он лично написал Павлу Третьякову, что на академической выставке 1883 года молодой Смирнов представил «хорошую вещь». Кстати, оставили в музее Академии художеств, а после смерти автора её передали в Русский музей. С 1932 года она находится в Третьяковской галерее.

   В центре полотна мы видим самого князя Михаила. Правда, у художника он изображён относительно молодым. Смирнов нарисовал его как раз в тот момент, когда он сбрасывает с плеч символ власти — княжеский плащ. За его спиной виден боярин Фёдор, остававшийся со своим господином до последнего. Перед ним на коленях стоит, закрыв глаза рукой внук, княжич Борис, который потом займёт его место.

   Перед князем стоят монголы — кто-то откровенно негодует, услышав отказ, но есть и те, кто восхищён его стойкостью. На заднем плане на троне по всей видимости восседает идол, которому и должен был поклониться князь.

   До размаха картин Василия Сурикова и того же Ильи Репина автор не дотянул, но то, что он затронул столь важную страницу из истории государства, заслуживает уважения.

Василий Смирнов

  Художник-академист, писавший в основном на античные сюжеты, Василий Сергеевич Смирнов прожил недолгую жизнь, но оставил свой след в русском художественном творчестве.

  Он родился 12 августа 1858 года в семье камергера двора Его Императорского Величества Сергея Семёновича Смирнова, бывшего к тому же и предводителем дворянства Клинского уезда. Жила семья в собственном доме в Троицком переулке на Пречистенке.

   На выбор профессии художника большое влияние оказал Василий Перов, которых дружил с семьёй. По его совету, даже не окончив гимназию, Смирнов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где у самого Перова усваивает важность и предпочтительность сюжета в живописи. Работы начинающего художника практически всегда удостаиваются малых серебряных медалей.

  Вскоре его зачисляют в Императорскую Академию художеств под руководство Павла Чистякова и Петра Шамшина. И вновь Смирнов доказывает, что не зря послушал совета Перова. Его работы экспонируются на ученических выставках, публикуются в каталогах. В 1880 году за этюд и рисунок с натуры он получает большие серебряные медали. Через два года его удостаивают малой золотой медали за программу «Возвращение блудного сына в дом родительский». К сожалению, практически ни одна из картин того периода не сохранилась. Лишь в 1950 году в одной из частных коллекций удалось обнаружить смирновский этюд «Крестьянин с посохом».

   В это же время у Василия Смирнова начинаются серьёзные проблемы со здоровьем и ему дают отпуск от Академии в связи с «хроническим катаром лёгких».

Поездка в Италию

   Молодой мастер едет в Италию через Вену, посещает Падую, Болонью, Венецию и Флоренцию, в мае 1884-го останавливается в Риме. Посещает промышленно-художественные выставки, ездит на Парижский салон, где знакомится с творчеством Месонье и Мункачи.

  Затем его путь лежит в Лондон, оттуда в Нидерланды, Германию и Чехию, где он посещает музеи и художественные центры. Осенью вновь возвращается в Италию. Летом 1885 года Василий Сергеевич работал на раскопках Помпеи и написал множество этюдов. В тот период он обдумывает сюжет «Апостолы Пётр и Иоанн у гроба Господня». Но по совету Валерия Якоби бросает начатую работу и принимается за другие полотна.

  За два года жизни в Италии Василий Смирнов представил  академикам 19 работ, преимущественно этюды на классические темы. К тому времени относится и замысел картины о смерти императора Нерона, работа над которой продлилась около двух лет.

Нерон в работах Смирнова

   Вообще, период правления этого императора явно интересен молодому художнику. Иначе как объяснить, что в 1887 году он создаёт полотно «Торжество Поппеи над Октавией». На нём изображён момент, когда Поппея Сабина, вторая жена Нерона, получает в подарок голову его первой жены — Клавдии Октавии. Это была отчётная работа за третий год пенсионерской поездки. Академическое начальство в общем одобрило работу, хотя Чистяков отметил, что «лица… написаны грубовато». Картина на два года была отправлена в передвижную выставку по провинциальным русским городам. Местонахождение её в настоящее время неизвестно.

  Итоговой работой по пенсионерской поездке стала «Смерть Нерона», окончательно законченная к 1888 году. Полотно было отправлено в Петербург осенью, а 31 октября 1888 года Совет Академии художеств присвоил живописцу звание академика. Картину выставили на академической выставке 1889 года, автора удостоили наград и отличий, а полотно приобрёл император Александр III.

Персональная выставка после смерти

   В январе 1889 года Смирнов получил должность сверхштатного адъюнкт-профессора при рисовальных классах Академии художеств, но в октябре того же года из-за развивающейся чахотки вновь вернулся в Италию, и пока были силы продолжал работать в Помпеях над этюдами.

  В последний год своей жизни Василий Смирнов начинает работу над картиной «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков». Первый этюд к ней он написал ещё в 1884-м. Между тем здоровье его ухудшается. Находясь уже в тяжёлом состоянии, 32-летний художник решил вернуться в родовое поместье. Но 17 (29) декабря 1890 года умирает в вагоне поезда между станциями Кубинка и Голицыно.

  Друзья и коллеги на следующий год в Петербурге организовали посмертную персональную выставку художника Смирнова. На ней были представлены и последняя неоконченная работа «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков», и итальянские этюды…

Наталья Швец

Репродукция картины Василия Смирнова «Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя»

Предыдущая публикация цикла «Сто шедевров живописи»   —  «Андрея Рябушкина художники-передвижники поняли и оценили не сразу»