Максим Воробьёв: «Дуб, раздробленный молнией»

максим воробьёв

Картину «Дуб, раздробленный молнией» художник Максим Воробьёв написал в 1842 году будучи уже зрелым мастером. Все близкие знали, эта работа стала откликом на смерть любимой супруги Клеопатры Лонгиновны Воробьевой, урождённой Шустовой. Сам художник именовал картину «Буря».

Именно под названием «Буря» полотно экспонировалось на выставке Императорской Академии художеств в 1842 году и было разыграно в лотерее Общества поощрения художников в 1859 году. Государственная Третьяковская галерея приобрела картину в 1936 году у коллекционера Андрея Синявского.

Прежде всего, следует сказать, что Максим Никифорович Воробьёв прошёл долгий путь профессионального становления. Он, сын отставного унтер-офицера, в 1796 году поступил на службу в Академию художеств, где обучал воспитанников игре на скрипке. А через два года сам прошёл курс в классе перспективной живописи у Жана Франсуа Тома де Томона и мастера городского пейзажа Фёдора Алексеева.

В 1814 году ему присваивают звание профессора, через год он получает право преподавать архитектуру в родной академии. Спустя десять лет он уже руководит пейзажным классом. О том, что Максим Воробьёв был блестящим педагогом, красноречиво свидетельствует факт, что многие его ученики стали известными художниками. В этом списке Лев Лагорио, Алексей Боголюбов, Михаил Клодт, Иван Айвазовский и другие большие мастера, чьи имена принесли славу русской живописи. Кстати, художником стал и единственный сын Воробьёва Сократ…

Но вернёмся к картине «Дуб, раздробленный молнией».

Картина-аллегория

Общепринято мнение, что «Дуб, раздробленный молнией» представляет собой аллегорию на смерть любимой жены художника Клеопатры Лонгиновны. Автору удалось создать довольно сложную композицию, в которой едва ли не каждый штрих несёт определённый смысл.

Максим Фёдорович поведал о личной трагедии языком, хорошо знакомым по романтическому искусству, особенно поэзии. Рассматривая огромный старый дуб, ствол которого очень напоминает тело человека, а ветви — раскинутые руки, разыгравшуюся грозу и бушующие волны, зритель, даже не знакомый с жизнью художника, понимает, что он хотел сказать.

Кажется, что ствол дерева, накренившегося над потоком, стоит над пропастью неизвестности. Молния ассоциируется с ударом судьбы, который разбивает жизнь автора на счастливое «до» и горестное «после»… Сломанная ветвь — прямая аналогия сломанной жизни, а полупрозрачный профиль женщины, который можно рассмотреть, внимательно вглядевшись в пейзаж, говорит о личной трагедии художника. Нет сомнений, полотно отражает переживания, связанные с конкретным событием. И эмоции, которые художник изобразил столь необычным способом, делают картину особенно интересной.

Воробьёв и современники

Современники Максима Воробьёва довольно высоко ценили его творчество. Например, издатель «Журнала изящных искусств» Нестор Кукольник сказал о картине «Вид Константинополя» так: «это не картина, а ода из воды, земли и воздуха».

К сожалению, в числе произведений Воробьёва большое количество заказных работ, которые он писал без творческого порыва. Много лет он не мог выбирать сюжет без указания сверху. Например, картины, относящиеся к войне 1828 г., большая часть работ со святынями Иерусалима, изображения парадов, торжественных въездов и другие. Все они создавались с учётом довольно жёстких требований.

При этом, не стоит забывать, материально Воробьёва питали заказы императора и других высочайших особ. За успешное выполнение палестинского поручения, к примеру, ему дали пожизненную пенсию от государства. Он писал картины для шефа жандармов и начальника III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии графа Александра Бекендорфа. А ещё для князя Михаила Воронцова и прочих сильных мира сего. Причём, нередко делал повторения лучших своих картин.

Однако под конец жизни его полотна перестали приобретать и в итоге у художника в доме образовался настоящий музей. Лишь после смерти удалось продать немного картин, да и то благодаря лотерее.

Главные картины Воробьёва находятся во дворцах, в имении Фалль графа Бенкендорфа и в немногих частных собраниях. В Эрмитаже висит «Придел Голгофы», а в Третьяковской галерее — «Дуб, раздробленный молнией».

 

максим воробьёв

При публикации использовались материалы:
Воробьев, Максим Никифорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Воробьев, Максим Никифорович // Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. / Составил Д. А. Ровинский. — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1895 г.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Княжий суд» — малоизвестная картина Сурикова