Шедевр батальной живописи «В отряд к Будённому» Митрофан Греков написал в 1923 году. Художник осветил вступление тружеников степей в Красную Армию для защиты революции и утверждения власти Советов рабочих и крестьян.
Сюжет картины не выдуман и не взят из книг, он прост и исторически верен. По степи движется всадник. У него в поводу запасная лошадь, к седлу которой подвешена винтовка. Человек сосредоточенно закрепляет красную ленту на шапке. Он направляется к красным…
Греков встречался с такими поступками своих современников, что позже изобразил на полотне. Он сам был участником Гражданской войны, вступив в 1920-м в Красную армию. Простые люди спешили присоединиться к Будённому, чтобы защищать новую власть. Кстати, подобный момент отражён в фильме «Неуловимые мстители». Помните, как Ксанка и Данька Щусь, Яшка Цыган и Валерка Метёлкин гордятся встречей с легендарным командармом?
Понятно, что художник не может показать предысторию своего героя, как это сделал режиссёр-постановщик легендарного фильма Эдмонд Кеосаян. Но их роднит тема.
Шедевр батальной живописи
Всё в композиции картины, написанной на фанере, продумано до мельчайших деталей. Она, кстати, небольшая — всего 38,5 на 53 см. До самого горизонта раскинулась безграничная степь. На фоне освещённого солнцем и слегка затянутого пеленой поля выделяются фигуры коней и всадника. Они расположены в центре картины, на первом плане, что несомненно приближает их к зрителю. И человек с открытым лицом вызывает симпатию…
События Гражданской войны остаются за кадром… А вопросов возникает много. Кто этот человек? Где он родился и жил? О чём думает? К чему стремится?
Название картины позволяет довольно точно датировать эту сцену 1918 годом. В тот год Будённый создал свой революционный конный отряд, воевавший против белогвардейцев на Дону. Можно, конечно, поспорить над тем, кого изобразил художник: казака, крестьянина, солдата-фронтовика, но это в принципе не имеет значения. Главное здесь иное. Греков нарисовал простого человека, который твёрдо решил связать свою судьбу с Красной армией. Он вступает в её ряды со своим оружием и двумя конями.
«В отряд к Будённому»
Все тревоги и страхи остались позади. Позади станицы и хутора, занятые белыми, вражеские засады, прячущиеся за холмами и по крутым балкам…
Всадник едет спокойно и уверенно. Склонив обнажённую голову, он с усердием закрепляет на шапке алую ленту — символ принадлежности к Красной армии. У героя мужественное, суровое, опалённое степным зноем и ветрами лицо много пережившего человека. Вислые плечи, привычная посадка в седле… Его фигура всё-таки выдает в нём казака-хлебороба, сызмальства привыкшего к тяжёлому труду и невзгодам.
Нет сомнений, прежде чем принять решение вступить в отряд Будённого, он много думал и взвешивал. И наконец принял решение!
Перед зрителем разворачивается начало военной истории настоящего мужчины. Дальше события полетят вихрем. И это шедевр батальной живописи, хотя никакого сражения мы не видим.
Картина экспонируется в Третьяковской государственной галерее.
Митрофан Греков
Митрофан Борисович Греков — художник-баталист, основоположник советской батальной живописи. Учился в одесской художественной школе у Кириака Костанди, затем в Академии художеств у Ильи Репина, позже — у знаменитого баталиста Фёдора Рубо. Сын казака, он с детства любил вольные донские степи и лошадей.
Основная часть творческого наследия мастера, а это около 300 полотен, посвящена событиям Гражданской войны. Эту войну он видел своими глазами…
В 1923 году художник встретился с командармами 1-й Конной армии Климом Ворошиловым и Семёном Будённым и попросил оказать содействие в намерении писать на темы гражданской войны. Один из присутствующих при разговоре командиров заметил: «у нас армия без штанов, а мы будем картины писать». Ворошилов ему ответил: «Ты рассуждаешь неправильно, у нас должны быть и армия, и искусство». Этими словами он определил судьбу Грекова-живописца. Пообещал привезти из Москвы краски и слово своё сдержал…
Для информации. Митрофан Борисович Греков (до 1911 — Митрофан Павлович Мартыщенко) родился 3 июня 1882 в с. Шарпаевка, Ростовской области. Наиболее известные картины: «Трубачи Первой конной армии», «Тачанка», «Бой при Егорлыкской», «Чёртов мост», «Вступление красных в Баклановскую станицу», «Замёрзшие казаки генерала Павлова», «Оборона Царицына». Возглавлял коллектив, создающий панораму «Штурм Перекопа» (1934).
Умер 27 ноября 1934 года в Севастополе, работая над панорамой «Штурм Перекопа». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
При подготовке публикации использовались следующие материалы:
Грекова Т. Т. Певец подвига М. Греков. / Изд. 2-е. — М.: Воениздат, 1973.
М. Б. Греков в воспоминаниях современников. / Сост. Х. А. Ушенин. — Л.: Художник РСФСР, 1966.
Тимошин Г. А. Митрофан Борисович Греков. Жизнь и творчество. — М.: Советский художник, 1961.
Лапунова Н. Ф. Митрофан Борисович Греков. Монография. — М.: Изобразительное искусство, 1982.
Лазарев С. Е. Между белыми и красными: судьба военного художника М. Б. Грекова (к 135-летию со дня рождения) // Преподавание истории в школе, 2017, № 7.
Халаминский Ю. Митрофан Борисович Греков. — М.: Искусство, 1956.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Сергей Судейкин — самый известный художник русской эмиграции