Трубачи Первой Конной глазами Грекова

Трубачи

Трубачи Первой Конной — певцы революционной романтики

Трубачи

Хотя бойцы на картине  Митрофана Грекова «Трубачи Первой Конной» одеты совсем не на парад, само полотно воспринимается как праздник. На красноармейцах потные, видавшие виды гимнастёрки и рубахи, казачьи шаровары и городские брюки. На головах краснозвёздные фуражки или поношенные папахи, а кто и вовсе простоволосый… Однако все всадники держатся в седлах твёрдо и стройно. Лошади музыкантов подобраны в одну масть. Их величавая поступь придает особенную торжественность всему этому походному движению.

   Над головами конармейцев распахнулось синее небо. Под копытами лошадей пылится степная дорога. Жаркий ветер развевает армейское с золотыми кистями знамя, которое несёт во главе колонны знаменосец. Впереди на белых конях музыканты — три трубача и два горниста, а сбоку на горячем темно-гнедом коне гарцует командир… И хотя все утомлены походом, но трубачи дружно дуют в пылающие на солнце трубы свой победный марш. Перед нами не просто групповой портрет музыкантов-буденовцев, а яркий образ победоносной Красной Армии.

  Особенно на картине выделяется самозабвенно играющий молодой трубач. Кажется, что он весь без остатка отдается ритму музыки. Более степенным и деловитым выглядит трубач в синей косоворотке. Удаль и задор читаются в загорелом, обветренном лице молодого командира… Художник строит композицию картины так, что зрительское внимание сразу и надолго приковывается именно к этим фигурам.

Одним из учителей Грекова был Илья Репин

  Настоящее имя художника, родившегося на хуторе Шарпаевка, Митрофан Матрыщенко. Ещё в детстве он любил перерисовывать картинки из журнала «Нива». Продолжил рисовать и во время учёбы в окружном училище… После долгих уговоров родителей, Митрофан всё-таки следует мечте и поступает в Одесскую рисовальную школу. Своим усердием юноша понравился педагогам и ему дают рекомендацию для поступления в Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств без экзаменов. Через три года, получив высшие оценки по трём основным предметам — рисунку, живописи и композиции, Греков переводится в мастерскую профессора-руководителя Ильи Ефимовича Репина.

  Его картина «Охота на лисицу» на академическом конкурсе эскизов была отмечена первой премией и наградой в сто рублей. После ухода Репина из Академии Греков перевелся в мастерскую знаменитого батального художника Франца Алексеевича Рубо, где четыре года изучает мастерство батальной живописи. В конце 1911-го он заканчивает Академию художеств.

Военная служба и война

  В 1912 году Грекова призывают на действительную военную службу, в Атаманский полк, расквартированный в Петербурге.  Ему удалось добиться разрешения заниматься живописью в казарме и завершить заказанную ранее картину «Атака на кирасир». Работа имеет колоссальный успех на выставке в Академии художеств, а сам мастер получает заказы на батальные полотна для офицерских собраний гвардейских полков.

   После окончания действительной службы в 1913 году и до начала Первой мировой войны он написал пять больших «баталий»: «Атака французской батареи гвардейской пехотой при Бородино. 26 августа 1812 года», «Лейб-гвардейский Павловский полк в сражении под Фридляндом. 1807 год», «Атака лейб-гвардейского Кирасирского ея величества полка на французскую батарею под Кульмом. 18 августа 1813 года», «Атака шведов ярославскими драгунами», «Атака лейб-гвардейского Гренадерского полка на турецкие позиции под горным Дубняком».

   Когда начинается Первая мировая, его призывают на фронт и зачисляют писарем в 19-ю особую казачью сотню, несшую фельдъегерскую службу при Ставке Верховного главнокомандующего в Могилёве. Греков не расстаётся с карандашом и бумагой и постоянно рисует этюды из фронтовой жизни. Если позволяет обстановка, то даже акварели пишет. В рисунках и акварелях художника того времени запечатлён нелёгкий окопный и походный быт русских солдат. Есть воспоминания, что в то время художник написал несколько картин, но их местонахождение не выяснено.

    Весной 1917 после тяжёлого ранения Греков попадает в Новочеркасск и оказывается в самом центре гражданской войны на юге России. Его материальное положение было очень тяжёлым. Галки и вороны, на которых он вынужден был охотиться, долгое время оставались единственной пищей. Но при этом Митрофан Греков продолжает  писать…

Летописец Первой Конной

    В январе 1920 года судьба наконец-то  поворачивается лицом к мастеру. На рассвете 7 января Красная Армия входит в город. Греков вышел навстречу бойцам на Колодезную улицу, чтобы уже на всю жизнь слиться с этой армией и стать её летописцем. Он устраивается вольнонаёмным художником на краткосрочные военные курсы и занимается с красноармейцами рисованием. Одновременно пишет плакаты и лозунги, рисует с натуры портреты курсантов, командиров Красной Армии, быт красноармейцев.

   В 1923 году его представили Клименту Ворошилову. Художник признаётся легендарному комдиву, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. Ворошилов на это ответил следующее: «Гражданская война — явление грандиозное. В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь». Он предлагает художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а ещё лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения. Выбор мастера падает на Первую Конную.

    Впоследствии в беседе с военными художниками-грековцами Клим Ворошилов сказал, что он знал только двух настоящих конников — Семёна Будённого, лучше которого никто не знает и не любит коня, и Митрофана Грекова, вернее которого никто не изображал лошадей.

   Итак Митрофан Греков становится летописцем Первой Конной армии… К этому времени  у него было написано три больших картины: «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Артиллерия на волах» и портрет Михаила Левандовского — помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Эти полотна экспонировались на IV выставке Ассоциация художников революционной России (АХРР) в Центральном доме Красной Армии.

Боевой путь Конармии восстанавливался по рассказам бойцов

   Успех окрылил мастера и он  приступает к работе над живописной эпопей истории Первой Конной. Книги об этой армии тогда ещё не были написаны. Статьи о ней можно было пересчитать по пальцам. Художнику приходилось восстанавливать славный боевой путь героической армии по устным рассказам её бойцов и командиров. Несколько раз он встречался с легендарным Семёном Будённым, который поведал ему много интересного.

   Цикл работ о Первой Конной открыла картина «Красногвардейский отряд в 1918 году», изображающая уход из станицы казаков-партизан. Потом были написаны еще две картины — «Отряд Будённого в 1918 году» и «Красное знамя в Сальских степях». Несколько позже появились портреты героев Первой Конной — Александра Пархоменко, Фёдора Литунова и Фёдора Коробкова, погибших в схватках с врагом.

«Трубачи» должны были завершить экспозицию

   Осенью 1924 года Митрофан Греков написал сразу две картины — свою знаменитую «Тачанку», которой сам дал название «Пулемётам продвинуться вперёд!» и «Бой за Ростов под Большими Салами». И вновь успех. Хотя мастер понимает, расслабляться ещё рановато.

   К 15-й годовщине рождения Первой Конной в выставочном зале на Кузнецком мосту открывается персональная выставка художника. Однако Греков остаётся недовольным. В представленной экспозиции только две новые работы «У штаба» и «Тачанка. Выезд на позиции» да фрагмент диорамы «Оборона Царицына». По его мнению, этого недостаточно и он вновь начинает работать.

  Несколько позже он пишет «Бой у Карпово-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну» и другие. По задумке мастера завершением темы должны были стать  «Трубачи»…

Сюжет «Трубачей» рождался в муках

   Идея написать картину возникла в 1927 году во дворе Высших кавалерийских курсов в Новочеркасске. Именно тогда Митрофан Греков писал с натуры коней к своим картинам. Во время рисования ему постоянно приходилось слушать нестройные марши, которые разучивали курсанты-трубачи. «Вы меня сегодня окончательно оглушили», — покачивая головой, говаривал художник. — «А почему вы нас не хотите изобразить, Митрофан Борисович? — отвечали они. — Мы бы вам хорошо позировали».

    Художник в ответ только посмеивался. Но живописность этой группы, синь неба и золото труб его явно волновала… В итоге он не выдержал и стал писать этих музыкантов — потных, загорелых, со сверкающими трубами и улыбками во весь рот… А уж с какой готовностью они позировали! Не оказывалось свободной лошади — усаживались верхом на табурет. Но вскоре живописец почему-то охладел к работе и отложил полотно. Через три года он делает попытку вернуться к нему и вновь откладывает. А потом и вовсе заболел и отправился в Евпаторию.

Именно в Евпатории Греков и «нашел» своих «Трубачей»

   Племянница художника, Татьяна Грекова, вспоминала потом, как упросила дядю взять её с собой на этюды. Они отправились в степь, к станции, где стояли извозчики. Дядя искал коня только белой масти, хотя у него имелось много различных  этюдов, где были нарисованы и чалые, и вороные, и белые лошади. Но Грекову нужен был белый конь именно под крымским небом. С большим трудом нашли такого, как искали…

  В другой раз художнику понадобился красный флаг. И когда его принесли очень обрадовался, а потом отправился в степь на этюды, на этот раз окруженный мальчишками.

   «Только в Крыму я понял, как надо написать «Трубачей», — говорил художник позднее, — Для «Трубачей» мне не хватало евпаторийского колорита, этого яркого неба и знойного песка. Господи, и чего я раньше не поехал туда, давным-давно завершил бы картину, да и не одну».

   По возвращению в Москву он заново переделал «Трубачей Первой Конной». Казалось, что именно крымская весна со своей радостной гаммой тонов «нашептала» новый сюжет картины. Теперь «трубачами» были не просто курсанты-музыканты, теперь они стали вестниками революционной победы…

«Трубачи» — вершина творчества Грекова

   Новая картина практически совсем не напоминала созданный много лет назад скромный этюд. Теперь полотно буквально дышало революционной романтикой и в какой-то степени отражало личные воспоминания Митрофана Грекова о гражданской войне.

    Это произведение стало важной вехой в творчестве художника. Некоторые исследователи считают полотно его вершиной. Наверное, ещё и потому, что художник писал лишь о том, что глубоко прочувствовал, во что свято верил и что безраздельно и горячо любил…

   Не думаю, что сегодня имя  Митрофана Грекова, кому-то кроме искусствоведов широко известно. А ведь ещё совсем недавно его называли основоположником советской батальной живописи и ставили в один ряд с Францем Рубо и Василием Верещагиным. Заслуженно считалось, что по его картинам можно проследить историю гражданской войны и увидеть характерные черты революционной армии. Нынче же презрительно бросают — сделал имя на революционном тематике… А что ему ещё оставалось делать? Ведь он не мог не рисовать!

     «Трубачи Первой Конной», между прочим, можно посмотреть в Государственной Третьяковской галерее.

Мастерская Грекова — центр художников-баталистов

   Высокая оценка творчества Митрофана Борисовича Грекова, внёсшего большой вклад в искусство социалистического реализма, была дана в специальном приказе Народного комиссариата обороны СССР, опубликованном 30 ноября 1934 года в газете «Правда»: «Будучи живым свидетелем ожесточенной классовой борьбы рабочих и крестьян с южной контрреволюцией, Греков в своих прекрасных полотнах запечатлел незабываемые бои гражданской войны и по праву занял выдающееся место в советской батальной живописи»…

     Приказ среди других мероприятий, отмечающих заслуги Митрофана Грекова, предусматривал создание изомастерской самодеятельного красноармейского искусства. На основе этой мастерской впоследствии сформировалась студия военных художников имени М. Б. Грекова, ставшая центром деятельности художников-баталистов.

       Умер Митрофан Греков в 1934 году, не успев закончить свое главное произведение — панораму «Перекоп».

          Наталья Швец

Репродукция картины «Трубачи Первой Конной»

 

Публикация по теме: «Заморские гости — картина, котору. Николай II приобрёл для Царкосельского дворца»