Создатель городского пейзажа, «русский Каналетто» — так называли современники художника Фёдора Яковлевича Алексеева (1753 — 1824 гг.). Этот известный в XIX веке мастер освоил в Италии все секреты мастерства итальянских и венецианских пейзажистов и перенёс их на русскую почву.
Рассказывают, что во время учёбы у ученика Каналетто Джузеппе Моретти, к слову, мастера довольно посредственного, Алексеев выполнил тот же вид, что и его учитель. Не долго думая, ученик выставил его на площади Св. Марка рядом с картиной Моретти. Итальянские зрители оказались столь восхищены пейзажем русского живописца, что не обратили внимания на лишённую поэтичности, безжизненную и сухую картину итальянца. В итоге пейзаж Алексеева был куплен итальянским ценителем искусства, после чего он оставил Моретти и перешел к другому наставнику. Это был Пьетро Гаспари. Однако и его методы обучения не удовлетворили молодого и немного амбициозного Фёдора Яковлевича.
Без разрешения официального представителя Академии художеств в Венеции маркиза Маруцци художник попытался уехать в Рим, но у него ничего не получилось. К тому же, Маруцци постоянно отправлял на него жалобы в Санкт-Петербург, и в 1777 году Алексеев вернулся в Россию. Но как бы там ни было, жизнь в Венеции оказала огромное влияние на молодого художника, который самостоятельно копировал работы знаменитых мастеров венецианской ведуты – А. Каналетто, Ф. Гварди, Б. Беллотто.
Возвращение
После учёбы в Италии, молодой художник, кстати, сын отставного солдата и сторожа Академии художеств, вернулся на родину и был заново очарован строгой красотой Петербурга.
Он сразу сумел почувствовать масштаб столицы на Неве, что сразу получило своё отражение в полотнах. Неяркий свет и высокое бледное небо определили изысканную серебристо-голубую гамму его лучших пейзажей. Однако самой лучшей работой того периода считается «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». В Государственную Третьяковскую галерею картина поступила из собрания Александра Сергеевича Танеева.
На полотне изображена самая красивая часть Петербурга – набережная, идущая от Мраморного дворца со служебным корпусом, далее – дом князей Барятинских и дворец контр-адмирала Х. де Рибаса, основателя Одессы. Замыкает панораму Летний сад с его знаменитой оградой.
На стенах зданий, решётке Летнего сада, зеленовато-голубой воде лежат солнечные блики. Веет весенней прохладой от реки и голубого неба, по которому разметались облака. Праздничное настроение вносят в изображение лодки, плывущие по реке, и фигуры горожан, прогуливающихся или занятых своими делами. Чёткость линий смягчается расстоянием, насыщенным влагой воздухом, а их отражения в реке дрожат и тают. Ощущение величия и одновременно изящества вызывает этот классический вид Петербурга.
Создатель городского пейзажа
Вот как об этой картине писал поэт Константин Батюшков: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее!»
Первый создатель городского пейзажа сумел показать на своём полотне идеальный гармонический мир. Кисть мастера в единое целое объединила воду, воздух и архитектуру. Один из современников художника потом восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти»…
С 1803 года и до конца жизни Федор Алексеев преподавал в пейзажном классе Академии художеств перспективную живопись. Его учениками были знаменитые художники и будущие именитые преподаватели Максим Воробьёв, Феодосий Щедрин, Сильвестр Щедрин.
К сожалению конец жизни заслуженного мастера был печален. Он скончался в бедности 11 ноября 1824 года, через три дня после создания своей последней зарисовки наводнения в Санкт-Петербурге (у Большого театра). Был похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Деньги на похороны и помощь многодетной семье выделила Академия художеств.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — ««Над вечным покоем» — симфония Исаака Левитана»