Дочь Айдан Таир Салахов изобразил на игрушечной лошадке

Свою дочь Айдан художник Таир Салахов изображал не раз. Но первым был трогательный поэтический образ маленькой девочки на игрушечной лошадке, который считается шедевром и одним из самых замечательных детских образов в современном искусстве. Почти сразу произведение стало явлением в живописи, вызвало восторженные отклики и получило всеобщее признание. Насладиться полотном можно в Государственной Третьяковской галерее.

Белое на белом и ещё раз на белом, именно так кратко можно описать эту работу, которую художник написал всего за один, но какой день! День рождения дочери… Сразу заметно, что девочка обижена. Ей ведь хотелось играть с новой лошадкой, а отец заставил смирно на ней позировать.

Прошли годы. Айдан выросла, сама стала художником, у неё есть собственная галерея в Москве, которую ценители искусства называют «Галерея Айдан»… За последние два десятилетия она стала одной из ведущих московских галерей, а сама Салахова — широко известным в России и мире художником. Её работы находятся в государственных и частных собраниях, в том числе Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Фонде культуры «Екатерина», Francois Pinault Foundation, Teutloff Museum и других. Айдан регулярно входит в список Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника». Однако, мой рассказ всё-таки не о ней, а об её отце, Герое Социалистического Труда, народном художника СССР, академике Таире Салахове.

Значительная фигура культуры ХХ века

Таир Салахов – одна из самых значительных фигур среди художников ХХ века, его работы всегда поражают своей духовной содержательностью и как нельзя лучше характеризуют эпоху.

Нельзя говорить о суровом стиле в отечественной реалистической живописи прошлого столетия, не упоминая имени Таира Салахова. Его творчество необычайно разнообразно. Помимо жанровых сцен, посвящённых чаще всего нефтяникам («С вахты», 1957; «Утренний эшелон», 1958; «Ремонтники», 1960; «Над Каспием», 1961), он часто писал портреты знаменитых людей (композиторов Кара Караева (1960) и Дмитрия Шостаковича (1976), балерины Ольги Рукавишниковой (1998). Кроме того, он любил творить в таких жанрах, как натюрморт и интерьер, создавал уникальные циклы, посвящённые путешествиям по миру.

Искусствоведы считают, что Таир Салахов с невероятной точностью сумел воплотить на полотне дух времени, в котором жил и творил.

Сын репрессированного

Художник родился 29 ноября 1928 года в Баку. Его отец занимал должность первого секретаря регионального партийного комитета в Лачине, регионе на юге Азербайджана. В семье ещё росло пятеро детей. Но отца в 1937 году арестовали и расстреляли. Только в 1956 году с него были сняты обвинения за «отсутствием состава преступления».

Мать Сона сумела вырастить детей и дать всем образование. Было трудно, особенно в военные годы. Но Таир нашёл убежище в мире живописи — сначала во Дворце пионеров, а затем в художественном училище. Среднюю школу он закончил в 1945 году, а через пять лет — Бакинское художественное училище имени А. Азимзаде.

Имя отца, которого считали «врагом народа» очень мешало карьере. Ещё будучи студентом первого курса института, он принял участие в Азербайджанском конкурсе молодых художников. Таир представил свою работу в комиссию, подписав чужим именем, а она была удостоена первой премии.

Молодой художник очень мечтал учиться в Академии художеств им. Репина в Санкт-Петербурге, но вновь помешало имя отца. Тогда Салахов решает отправиться в Москву и поступает в МГАХИ им. Сурикова, скрыв информацию о своём происхождении. Одним из его учителей в суриковском был Пётр Дмитриевич Покаржевский, который сразу выделил Салахова как талантливого и подающего большие надежды ученика. Уже дипломная работа «С вахты», выполненная в 1957 году, стала одним из открытий выпуска, а затем получила широкое признание, участвовала на Всесоюзной художественной выставке.

Нефтяники становились «героями» его картин

Будучи бакинцем, Таир Салахов любил рисовать промышленный Азербайджан, родной Баку, Ичери-Шехер (Внутренний город), древнюю Девичью башню, Каспийское море и его песчаные пляжи. Часто героями его картин становятся сильные и трудолюбивые люди — рыбаки и нефтяники. 

Как и многие коллеги по творческому цеху, Салахов должен был творить в стиле, определяемом как «социалистический реализм». А это означало только одно — рисовать то, что видит.

В середине 50-х ХХ столетия он создаёт свои ранние работы, такие как «Волны» и «Эстакада», много выставляется как на родине, так и за рубежом. В эти же годы Таир Салахов был принят в Союз художников СССР, стал участником Международной ярмарке изобразительного искусства социалистических стран в Москве. В 1958 году он написал «Утренний эшелон», через год — «Резервуар», в 1960-м из-под кисти выходят «Ремонтники» и «Портрет Кары Караева». Вскоре его назначают ответственным секретарем Союза художников Азербайджана и избирают членом Советского комитета по защите мира.

Портрет Кары Караева 

Одной из самых известных работ Салахова называют портрет композитора Кары Караева. Салахов не только сделал его облик узнаваемым, но и сумел создать некий канонический образ поколения шестидесятников.

В этом портрете он написал композитора в профиль. Колорит картины приглушённый, выделяется лишь ярко-красная книга. В любой момент композитор может внезапно встать и броситься к пианино, чтобы записать несколько тактов. Этот портрет был удостоен серебряной медали Академии художеств СССР. Обратили на него внимание и за рубежом.

На художественной выставке «Россия!» в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке «Портрет композитора Кара Караева» из собрания Третьяковской галереи был представлен в числе 250 шедевров искусства, созданных за девять веков, и американские кураторы отзывались об этой работе с неподдельным восторгом.

Событием стало и появление монументального полотна Салахова «Тебе, человечество!». Картина была представлена на республиканской выставке в Баку 11 апреля 1961 года, а на следующий день весь мир узнал о полете Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток».

С этого дня две летящие в голубом просторе фигуры со светящимися сферами в вытянутых руках стали восприниматься как романтический гимн подвигу — полету человека в космос.

Особое благородство формы 

Всем произведениям Таира Салахова, будь живопись, графика, театральные декорации свойственны особое благородство формы, стройность линий и контрастность цвета. Его работы очень пластичны и выразительны, на зарубежных выставках они прекрасно соседствуют с произведениями Пикассо и Брака, чье творчество всегда воспринималось как антитеза академизму. Однако Салахов воспринимается как абсолютный классик.

А созданные им портреты композитора Дмитрия Шостаковича, виолончелиста Мстислава Ростроповича, немецкого писателя Германа Гессе и других знаменитостей считаются едва ли не лучшими портретами. Не случайно же модельер Пьер Карден назвал Салахова гением, который останется в истории, а скульптор Зураб Церетели утверждал, что он «богатство Азербайджана, да и не только Азербайджана, но и России».

Кстати, Таир Салахов внёс вклад в реставрацию храма Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, курирующей этот процесс. Но одним из главных его достижений считается популяризация западного современного искусства. Благодаря усилиям Салахова в Москве состоялись персональные выставки крупнейших звёзд западного искусства, работы которых никогда ранее у нас не выставлялись. Это Роберт Раушенберг, Джеймс Розенквист, Гюнтер Юккер, Жан Тэнгли, Яннис Кунеллис. Список можно дополнить выставками «12 европейских художников» и «40 художников Нью-Йорка».

Достояние народа

Таир Салахов скончался в мае 2021 года. Он оставил заметный след в истории советского и российского искусства. На родине, в Азербайджане, о нём говорят как о национальном достоянии. В России называют великим художником и одним из лидеров искусства двух столетий, подлинным классиком.

За рубежом считают гражданином мира, олицетворяющим современную гуманистическую культуру. Его картины представлены в крупнейших музеях, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Московский музей современного искусства, Государственный музей Востока (Москва), Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Азербайджанский государственный музей искусств имени Р. Мустафаева (Баку), хранятся во многих частных собраниях мира.

Лично мне он полюбился с картины «Айдан». Первый раз я её увидела в тематическом вагоне метро и с той поры не смогла забыть. Потому-то и решила рассказать…

айдан
Айдан — звезда Востока
Портрет композитора Кара Караева
Женщины Апшерона
Портрет Вари
Варвара в красной шляпе
Мстислав Ростропович

айдан

Тебе, человечество

айдан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Весенняя полярная ночь»: с выставки в коллекцию Павла Третьякова