На картине «За прялкой» мы видим дочь художника Константина Маковского Ольгу. Она неоднократно позировала отцу, но в этот раз он изобразил её в образе русской боярышни. Картина залита светом, тщательно выписана каждая деталь, цвета сарафана и деревьев находятся в изумительной гармонии…
В Третьяковскую галерею картина «За прялкой» поступила в 1995 году. Её подарил американский бизнесмен и коллекционер Арманд Хаммер. Давайте присмотримся.
Перед нами задумчивая красавица в высоком, узорчатом, расшитом жемчугом кокошнике. Бледно-изумрудный цвет длинного сарафана с золотой каймой и цветочным узором перекликается с жёлто-зелёной листвой деревьев. О чём мечтает девушка, сидя на террасе в окружении чудесного летнего парка или сада?
Но Константин Маковский сумел показать не только героиню за работой. Он всегда чутко относился к деталям, и в этот раз не отошёл от правил, тщательно выписывав деревянную прялку. Резные столбы дома почти повторяются в форме балясин и элементов колеса прялки… А зелёно-золотой сарафан, усыпанный цветочным узором, перекликается с цветом листвы деревьев.
Кроме того, художнику удалось поймать свет. Через сочную листву проглядывает чистое голубое небо. Солнечные лучи красиво подсвечивают лицо девушки, руки, кудель, которую она прядёт, они пронизывает все предметы. Падающие на террасу тени светлые, почти прозрачные.
Из истории создания
Когда Маковский писал «За прялкой», общество с увлечением коллекционировало предметы русской старины. Собрали всё — одежду, утварь, резные прялки, посуду, лубки, иконы и пр. Этот интерес находил выражение в костюмированных дворянских балах. Самый известный из них был приурочен к 290-летию царствования дома Романовых. В 1903 году в Зимнем дворце состоялся бал-маскарад в русском стиле.
Вся знать Российской империи нарядилась в костюмы «допетровского времени». Например, император Николай II был в костюме царя Алексея Михайловича и держал в руках подлинный царский жезл, который сейчас можно видеть в Оружейной палате. А императрица Александра Фёдоровна блистала в костюме царицы Марии Ильиничны. Этот бал-маскарад в Санкт-Петербурге повысил интерес высшего общества России к национальным русским традициям.
«Русской темой» был заинтересован и Маковский, к слову, имеющий богатую коллекцию русского и западного искусства. Он также собирал вещи крестьянского и купеческого быта и нередко использовал их в своих произведениях.
Константин Егорович писал головки хорошеньких боярышень в кокошниках разной формы, с ожерельями, серьгами, расшитыми камнями оплечьями. В наследии мастера много подобных работ. Они отражают поиски национального стиля и идеального типа женской красоты, который никого из зрителей не оставлял равнодушным. Часть картин хранятся в Третьяковской галерее и их можно увидеть.
О творчестве живописца хорошо отзывались современники. Вот выдержка из статьи, опубликованной в № 2 журнала «Нива» за 1911 год: «Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвёл её перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешённой талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьёва».
Ольга
Ольга родилась от третьего брака художника, заключённого с Марией Алексеевной Матавтиной. Всего Маковский имел десять детей, двое из которых умерли ещё во младенчестве…
Ольга Константиновна Маковская довольно часто позировала отцу, известно несколько её портретов. Повзрослев, сама заинтересовалась живописью и получила художественное образование в мастерской отца. Она специализировалась на жанровых картинах.
Замуж вышла за живописца и оперного певца Сергея Ивановича Седрака. Он был из тифлисских армян, приходился братом пианистки Марии Агабабовой. В 1926 году Сергей Иванович с женой Ольгой Константиновной и дочерью Мариной эмигрировали во Францию и навсегда остались в Париже.
Для информации. Константин Егорович Маковский — русский живописец и график, один из участников «бунта четырнадцати», член Санкт-Петербургской артели художников и товарищества передвижников, профессор Императорской Академии художеств, один из самых высокооплачиваемых художников пореформенной эпохи. Константин Маковский завещал всё своё имущество третьей жене Марии Матавтиной. После его смерти в 1915 году Мария Алексеевна продала на аукционе значительную часть мужниной коллекции старинных предметов. Весной 1916 года она приобрела имение, где собиралась устроить фамильный склеп. Однако грянула Великая Октябрьская революция и планам не суждено было сбыться.
При подготовке публикации использовались следующие материалы
Маковский С. К. Портреты современников / Сергей Маковский ; сост., подгот. текста и коммент. Е. Г. Домогацкой, Ю. Н. Симоненко [Послесл. Е. Г. Домогацкой]. — М. : Аграф, 2000.
Дуванова Е. В. Константин Маковский / [авт. текста Елена Дуванова]. — М. : Белый город, 2008. — 47, [1] с. : цв. ил.
Тарасов Л. М. Константин Егорович Маковский / Л. М. Тарасов // Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века : в 2 т. / под ред. А. И. Леонова. — М. : Искусство, 1962.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —