Сварог создавал миф

сварог

Сварог создавал миф о стране Советов

сварогНазвание картины Сварога «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького, 1939», несмотря на описательность, не выражает действительного её содержания. И всё потому, что встреча детей в красных пионерских галстуках и руководителей страны – Иосифа Сталина, Климента Ворошилова, Михаила Калинина, Вячеслава Молотова, Лазаря Кагановича – событие, которое могло происходить в реальности, на картине скорее похоже на миф.

    Всё, что изображено на полотне: лица, фигуры, пейзаж, небо будто пронизаны сиянием. Да и само происходящее словно пропущено сквозь фильтр мечты о единении власти и народа… Смотришь на картину, которая хранится в Третьяковской галерее, и сразу понимаешь, Иосиф Виссарионович и члены Полютбюро никогда не встречались с детьми в парке Горького. Всё это плод фантазии художника. Написано ярко, празднично, но является не более, чем фантазийной иллюстрацией к истории о счастливом советском детстве…

 Предвижу реакцию и эпитеты, которыми её автор Василий Сварог будет награждён. Наверняка кто-то выскажет предположение, что эту работу он сделал, выполняя заказ, хотел получить престижную премию.

  Удивлю. За свою жизнь Василий Семёнович Корочкин, известный всем как Василий Сварог, не получил ни одной Сталинской премии, хотя постоянно рисовал вождя.

  Его полотна, действительно, полностью соответствовали идеологии, однако достичь лидирующего положения в советском официальном искусстве, как, скажем, Владимиру Серову или Александру Герасимову, ему не удалось. Его не допускали и на высокие посты в художественной иерархии. Лишь в 1943 году живописец удостоился ордена Трудового Красного Знамени за многолетнюю творческую работу и больше ничего.

     Что же до выставок, то первая персональная выставка Сварога состоялась только после его смерти в 1948 году, да и то благодаря усилиям жены и друзей художника. На ней экспонировалось около 300 полотен мастера.

Талант заметили

 Творческая жизнь у этого удивительного художника, ныне мало вспоминаемого по причине сильно идеализированных работ, скорее напоминает фантастическую историю, нежели реальность.

  Судите сами — мальчик родился в полунищей семье крестьянина и прачки в уездном городке Старой Руссе Новгородской губернии. Отец умер рано, Васе было всего два года. Так что его с сёстрами поднимала одна мать.

  Талант к рисованию многие заметили ещё во время учёбы в церковно-приходском училище. Увидев работы Василия, местная интеллигенция решила его поддержать и дать возможность учиться. По инициативе преподавателя Чистякова по подписному листу были собраны деньги и Корочкин отправился в Петербург.

Как Корочкин стал Сварогом

    Ему исполнилось тринадцать лет, когда он поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. Его наставниками стали Павел Долгов, благодаря которому Василий полюбил акварель, Николай Кошелев, Александр Новосокольцев, Василий Савинский.

   Именно здесь он выбрал себя псевдоним Сварог, под которым и стал потом известен. Случилось это на третьем курсе. Преподаватель дал задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог». Картина удалась, но экзаменаторы, вспоминали потом его однокурсники, сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож».

     Амбициозному юноше это понравилось и он стал все свои работы подписывать «Сварог».

Иллюстратор

  Годы учёбы дались юноше трудно. Помощи ему ждать было неоткуда, жил практически впроголодь, перебиваясь случайными заработками. В 1900 году Корочкин заканчивает училище и много пишет в жанрах пейзажа и портрета. Он бесподобно выполнял акварели и рисунки пером, прекрасно работал углем, графическим и цветными карандашами, пастелью. Однако слава к нему не спешит.

   Он пробовал писать в разных жанрах, лучше всего у него получалась сатирическая графика. Некоторые издания, например «Живописное обозрение», приглашают его работать иллюстратором. Вскоре и другие крупные петербургские печатные органы, такие как «Нива», «Солнце России», «Пулемёт», «Зритель», «Волшебный фонарь» с готовностью предоставляли Сварогу свои страницы.

  Первая небольшая победа случилась в 1911 году, когда Василию Сварогу присудили первую премию на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к «Живому трупу» Льва Толстого. Позднее он выполнил иллюстрации к стихотворениям Ивана Никитина и к повести Николая Гоголя «Тарас Бульба».

Знакомство с Репиным

   Трудно сказать, как бы далее сложилась творческая биография Сварога, если бы не его знакомство с Ильёй Репиным. Вернее будет сказать, с его сыном Юрием, чей портрет он написал. Эта работа восхитила Илью Ефимовича. «Какая смелость, какая стихийность манеры, какие богатыри у нас появляются!», — воскликнет Репин, увидев портрет. Кстати, сейчас он хранится в музее-усадьбе «Пенаты». Потом Василий напишет потрет самого мастера, а тот, в свою очередь, сделает его портрет. Это уже нечто большее чем просто похвала, особенно если учесть, что Репин практически не писал своих коллег по кисти.

   В результате, молодой живописец станет «своим» в имении, а вскоре его все станут считать репинским учеником.

 Именно Илья Репин рекомендовал его принять в Товарищество художников-передвижников, где Сварог будет выставлять свои работы на передвижных выставках. И вновь успех. На весенней передвижной выставке картина «Портрет матери» получила первую премию.

Музыка в жизни Сварога

  Одновременно с живописью Василий Сварог серьезно занимался музыкой, которую полюбил ещё в детстве. У него были прекрасные музыкальные способности, абсолютный слух и хороший голос.  К тому же, он неплохо играл на гитаре, на которой обучился играть самостоятельно. В 1907-1908 годах он выступал как соло-гитарист и гастролировал по России. Ему принадлежит целый ряд музыкальных сочинений, большая часть из которых так и не издана.

  По свидетельству жены художника Ларисы, на вопрос, что для него главное – живопись, музыка или пение, Василий Семёнович всегда отвечал: «Во-первых, я художник, но я одинаково страстно люблю музыку и пение. Я не представляю себе жизни без этих трёх искусств. Если я когда-нибудь буду лишён одного из них, если равновесие будет нарушено, я, наверное, перестану быть художником».

   Словом, жизнь Корочкина пока складывалась вполне удачно…

Революция

  Февральскую революцию Василий Сварог воспринял с воодушевлением, чего нельзя сказать об Октябрьской. К ней он поначалу отнёсся несколько настороженно, хотя и не выступил против.

    Совершенно неожиданно для всех Сварог примыкает к левому лагерю авангардистов, хотя никогда не принадлежал данному течению. Сейчас уже трудно сказать, почему он так сделал. Быть может, хотел присмотреться к новой власти. Однако уже в 1918 году принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октября и пишет портреты вождей пролетариата: Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, а также двух наиболее одиозных лиц петроградского партийного руководства: председателя городской Чрезвычайной Комиссии Моисея Урицкого и комиссара печати, пропаганды и агитации Владимира Володарского.

    Успех у новой власти Сварогу был обеспечен. А если учесть, что огромное большинство деятелей искусства отказывалось сотрудничать с Советами, так он и вовсе мог подняться до небывалых вершин.

Старая Русса

 Совершенно неожиданно для всех в 1919 году художник покидает революционный Петроград и возвращается к себе на родину, в Старую Руссу. Официальная версия — болезнь матери и голод в крупных городах во время гражданской войны.

  В течение нескольких лет у себя на родине Василий Семёнович занимается культурно-просветительской деятельностью. Он стал инициатором создания самодеятельного хора и оркестрового кружка, организует местный художественный музей и художественную студию для подростков, Народный дом, а при нём — вокальный кружок и оперную труппу. Более того, сам исполняет труднейшие оперные партии: мельника в «Русалке», Мефистофеля в «Фаусте», Мазепы в одноименной пьесе и другие.

   Параллельно продолжает писать картины, но они очень далеки от революционной тематики. Его полотна посвящены Старой Руссе и его жителям: «Рогачёвка», «Портрет Васи Ушакова», «Дети», «Портрет Валентины Казариной» и другие.

И вновь северная столица

   В 1922 году художник в очередной раз меняет свою судьбу и возвращается в Петроград. Сварог начинает работать иллюстратором и плакатистом. Его многочисленные рисунки появляются в «Ленинградской правде», «Красной газете», позднее в самых крупных советских газетах, выходящих в Москве: «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде». Кроме того, преподает в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Ленинграде и вступает ряды Ассоциации художников революционной России (АХРР), которой покровительствует сам Климент Ворошилов.

    Именно в эти годы творчество Сварога приобретает ярко выраженную политизированную направленность. Сам художник называл свои творения «политическими композициями». Названия работ, созданных в этот период, звучат красноречиво: «Предательство Гапона (9 января 1905 года)», «Чёрная сотня», «Товарищ Ворошилов привёз оружие луганским рабочим», «Комбайн за работой», «Гибель «Челюскина»»…

    Он также создает двадцать четыре акварели, объединённые общим заглавием «Красная Армия на манёврах». А после поездок на крупнейшие новостройки страны, появились «Арматурщики», «Волховстрой», «Кузнецкстрой», «Днепрострой» и другие.

    Теперь Сварога уже знают, причём не только в стране, но и в мире. В 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого выполнил 11 больших рисунков.

Есенин

    Интересный факт из биографии художника. Василий Сварог был близко знаком с Сергеем Есениным. У них, по некоторым свидетельствам, были планы совместных выступлений. Сварог собирался аккомпанировать на гитаре есенинской декламации. Этим планам не суждено было осуществиться из-за внезапной смерти поэта.

   В трагическую ночь 28 декабря 1925 года художник прибыл в гостиницу «Англетер» и сделал посмертный карандашный рисунок мертвого поэта. В настоящее время рисунок хранится в Московском государственном музее С.А. Есенина.

Ангажированный мастер

  В 1932 году выходит постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», где всем деятелям искусства указывалось на необходимость объединиться в один творческий союз. Согласно этому документу 25 июня 1932 г. организуется Московский областной союз советских художников (МОССХ), куда и вступает Сварог. К этому времени он уже прочно обосновался в Москве. Надо сказать, что для художника вступление в новый союз мало что изменило в жизни. Он давно стал ангажированным мастером, который работал на социальный заказ…

   В тридцатые годы Сварог создает галерею портретов деятелей коммунистической партии и правительства, естественно, приоритет в ней отдаёт «отцу всех народов»: «И. В. Сталин и дети», «Доклад И.В. Сталина на VI съезде РСДРП (большевиков)», «И. В. Сталин и члены Политбюро на Тушинском аэродроме», «Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР, «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького».

    В списке также значатся картины революционно-исторического содержания, далекие, надо заметить, от подлинного отображения исторической действительности: «Смольный. 1917 г.», «Штурм Зимнего дворца», «Штаб Октября и другие.

В свободное время

    Удивительно, но в свободное время от основной работы над идеологически выверенными произведениями Сварог пишет совсем другие картины. Из под его кисти выходят лирические бытовые композиции, выразительные пейзажи, натюрморты, камерные портреты.

    Это «Мать и сестра», акварельный портрет испанского гитариста Андреса Сеговии, портрет гитариста Шаумяна, «После шторма», «Натюрморт с гитарой», «Разное стекло», «Больная» , «Пастушок», «Рождение поэмы», «Торбан», «Море, штиль».

Несчастный случай

   Когда фашисты подошли к Москве, художник был вынужден покинуть город. В этот период он работает над созданием воодушевляющих плакатов, рисунков, картин, связанных с войной. Репродукции с его произведений публиковались во многих газетах и иллюстрированных изданиях.

   25 мая 1942 года в Тбилиси, именно там он жил во время эвакуации, состоялась совместная с Игорем Грабарем выставка картин. В этом же году он заканчивает свою последнюю картину «Степан Разин».

   Больше художник ничего не напишет. В октябре с ним случился несчастный случай. Возвращаясь в Москву, на самаркандском вокзале он переходил железнодорожные пути с чемоданами, споткнулся и ударился левым виском об рельс. В тяжёлом состоянии его доставили в Москву. Врачам удалось поправить его здоровье, но вот к живописи он возвратиться уже не смог.

   31 декабря 1946 года Василий Семёнович Сварог скончался. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище. Над могилой стоит надгробие, которое выполнил ученик покойного — известный скульптор-монументалист Николай Томский.

Картины Сварог завещал Старой Руссе

   По завещанию мастера родственники передали в дар Старой Руссе свыше 180 рисунков, акварелей, полотен. Именно они стали основой городской картинной галереи, открытой в 1974 году. Позднее одна из улиц Старой Руссы была названа именем художника.

  Произведения Сварога хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Академии художеств, Музее Красной армии, Государственном Историческом музее, Центральном Доме Советской Армии, музеях А.С. Пушкина, М. Горького и во многих других государственных художественных собраниях России и стран ближнего зарубежья.

Наталья Швец

Репродукция картины Василия Сварога «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького, 1939»

 

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Партизанская мадонна» Михаила Савицкого известна всему миру»