Идею для картины Шишкин нашёл в Елабуге

идею для картины

Идею для картины «Рожь» Иван Шишкин нашёл по время поездки в Елабугу

идею для картины

Картина «Рожь» экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Идею для картины, как для многих других своих произведений, Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью Лидией. Картина «Рожь» считается одним из самых знаменитых произведений мастера. Ещё её называют классическим произведением русской реалистической пейзажной живописи. Люди старшего поколения помнят этот пейзаж по учебнику «Родная речь» для второго класса. 

   К моменту написания картины Иван Шишки уже был признанным мэтром живописи. Он получил всё, о чём можно было только мечтать художнику — славу, имя, деньги. Однако именно тогда, когда у него было всё, в жизни случилась беда. Одним за другим уходили в мир иной его самые близкие люди: отец, шурин, жена, два маленьких сына… Иван Иванович остался один с маленькой дочерью Лидой. Своё спасение он искал и находил только в работе. Именно тогда он нашёл идею для картины и написал ставшую знаменитой «Рожь».

   На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево считается символом всего творчества художника. Влюблённый в русский лес, Шишкин всегда выписывал сосну нежно и подробно. На этой же картине старательно вырисованы клонящиеся от тяжести ветви, причудливые стволы и гордые верхушки. Просёлок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, обещает «увести в даль светлую». Людей на картине нет. Однако, если очень присмотреться, можно увидеть где-то вдали мелькнувший женский платок. Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. Не взирая на кажущуюся тишину, чувствуется приближение грозы. О ней говорят кучевые облака, что тяжело нависли над полем…

    «Рожь» — звучащая картина. Иван Шишкин совершил настоящее чудо. Он сумел реально заставить зрителя прислушиваться к шелесту ласточкиных крыльев и шороху колосьев.

  Дорога во ржи

    Тема бескрайнего поля уже использовалась Шишкиным в творчестве. В 1866 году мастер создал полотно «Дорога во ржи», всю нижнюю часть которого занимало бесконечное колосящееся ржаное поле, а верхнюю — такое же бездонное небо. Само же поле прорезалось унылой просёлочной дорогой с одинокой фигурой бредущего путника. Так что приступая к работе через 12 лет, художник явно вспомнил своё старое полотно. Только идею для картины теперь он черпал из опыта прожитых лет и всего того, что уже довелось испытать.

   Тема засеянного поля неоднократно появлялась в произведениях и русской, и зарубежной живописи. Её можно встретить в работах Григория Мясоедова, Алексея Венецианова, Джорджа Виката Коула, Жана-Франсуа Милле…

    Однако картина «Рожь» считается одной из самых лучших. «Рожь» – одна из удачнейших вещей Шишкина вообще», – писал Иван Крамской Илье Репину. Критики утверждали, что благодаря широкой линейной перспективе и цветовому обобщению в передаче поля спелой ржи и почти безжизненной воздушной среды, живописец сумел достигнуть монументальности повествования. Пейзаж был выполнен намеренно статично. И при этом художник не только восхищается величием и мощью русских просторов, но и сумел передать свой восторг зрителю.

  Современный искусствовед Виталий Манин сказал о картине следующее: «Трудно определить, какая из работ художника самая примечательная в его творчестве. Если таковой и нельзя назвать картину «Рожь», то, во всяком случае, её можно отнести к этапным, стержневым полотнам. В истории русского пейзажа она, несомненно, эпохальна».

Две картины с одинаковым названием

   Через три года после Ивана Шишкина, в 1881 году, другой выдающийся художник-передвижник Алексей Саврасов, который, конечно же, не мог не знать этой картины, создаст свой шедевр на ту же тематику и с тем же названием. Однако его «Рожь» поглотила всё светлое. Глядя на неё, душу охватывает тоска и безысходность. Мало того, Саврасов создаёт второй вариант картины, ещё более мрачный…

   Как бы там ни было, оба произведения — картины с одинаковой темой и одинаковым названием двух выдающихся русских художников-пейзажистов,  вполне сосуществуют. Появление нового произведения (причём сразу в двух вариантах) нисколько не повлияло на величие Шишкинского полотна. Это совершенно разные, но однозначно выдающиеся картины. В их общей тематике нет ни спора, ни контрастности. Это — разговор двух великих художников, разговор на языке живописи. А зритель с удовольствием внимает столь высокой беседе.

   Надо сказать, что у Шишкина есть ещё одна картина с тем же названием — «Рожь». Это офорт, созданный им значительно позже, в 1892 году. Он вошёл в альбом «60 офортов Шишкина. 1870—1892» (СП б., 1894) под названием «Рожь». Но эта работа очень мало известна и популярностью с одноимённой картиной 1878 года ей, конечно, не сравниться.

   Сейчас копии картины «Рожь» можно увидеть на различных репродукциях, открытках, календарях, закладках, футболках, гобеленах, на красивых упаковках и коробках пирожных и мороженого и на других предметах. Почти любой безошибочно скажет, что это картина Шишкина…

Наталья Швец

Репродукция к картине И. Шишкина «Рожь»

Публикация по теме «Павел Третьяков — московский купец, опередивший государя«