Храм Рождества Христова

храм рождества христова

Храм Рождества Христова в Измайлове

храм рождества христова

Благословенную грамоту на строительство каменного храма Рождества Христова в Измайлове Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Иоаким выдал 16 сентября 1676 года. В Российском государственном архиве древних актов хранится фрагмент столбца грамоты. К ней приложена красновосковая печать Патриарха Иоакима с изображением благословляющей руки. Уже в конце 1678 года церковь была полностью достроена и освящена чином Великого освящения.

     По сей день стоит красавец — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии. Он является объектом культурного наследия Российской Федерации. Его не разрушило время, не стёрли с лица земли люди. Более того, он никогда не закрывался. Здесь постоянно служилась и служится Божественная литургия, совершается таинство Евхаристии, в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. «Господь нас ради присно заклается» (канон ко Святому Причастию, песнь 9). То есть все, ради чего во все времена строились церкви, здесь никогда не умирало.

     Нить, связывающая пять веков, просматривается в элементах архитектуры: в основной постройке в стиле русского узорочья и чуть позже возведенной барочной колокольни с папертью. В первозданном великолепии внутреннего убранства, в иконах, писаных в разные годы, в церковной утвари, в ризах, в окладах. И ещё в судьбах прихожан и попечителей, от царствующих особ и священников до простых мирян. Они словно узелки на этой нити, не дающие ей оборваться.

История села Измайлова

    Село Измайлово уже существовало в XV веке. Оно располагалось на территории современного Измайловского острова и принадлежало великим князьям. Царю Алексею Михайловичу Романову вотчина перешла от его бездетного дяди Никиты Ивановича Романова.

    В 1663 году молодой царь задумал здесь создать крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотные дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора. Чтобы осуществить грандиозный замысел, в Измайлово переселили крестьян из Костромы, Валдая, Переславля и других земель.

    Новые жители обосновались на пустоши Хоругово и образовали Новую Слободу села Измайлово. Для них позже и была возведена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Мирликийского Николая. Такое посвящение престолов связывается с тем, что царь Алексей Михайлович стремился подражать своему предшественнику Иоанну IV (особенно в начале своего царствования). Поэтому в новой резиденции воспроизвёл посвящения церквей и приделов: Рождеству Христову и святителю Николаю чудотворцу, как в древнейших посадских храмах Александровской слободы – любимейшей усадьбы Грозного.

    Посвящение третьего престола измайловской церкви — Казанской иконе Божией Матери — характерно для храмов дворцовых сел. Романовы и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили этот образ, явивший своё заступничество в Смутное время и способствовавший утверждению новой династии.

Так начинался храм Рождества Христова

    Изначально стараниями стрельцов поставили деревянную церковь. Сведений о ней практически не сохранилось. Лишь в некоторых документах упоминается о богослужениях здесь в 1664 году. О дальнейшей судьбе также не известно. Вероятно, её разобрали и перевезли в другое село.

    Строить каменный храм Рождества Христова начали вскоре после смерти царя Алексея Михайловича. Его сын Фёдор Алексеевич, благочестивый и богобоязненный, проявлял большую любовь к каменному церковному зодчеству. При нём было завершено строительство трёх храмов в Измайлове – Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове, царевича индийского Иоасафа и, собственно, Рождественского. Последний из вышеперечисленных строил зодчий – крестьянин Спиридон Харламов с артелью из села Рождественного.

    Уже летом 1677 года храм полностью возвели: побелили, крышу покрыли тёсом, купола — деревянным лемехом, а кресты и яблоки под ними опаяли жестью. На востоке церковь завершалась тройными алтарными апсидами. Приделы, согласно благословенной грамоте, должны были выходить в трапезную часть храма, но не соединяться с центральным храмом.

    Эта часть проекта изменена в ходе строительства: сейчас приделы соединены арочными проемами с трапезной частью и с центральным храмом. Четверик увенчался традиционным пятиглавием, и над каждым приделом возвысилась глава. По сторонам от царских врат в трёх иконостасах установлены иконы: справа — Всемилостивого Спаса и храмовый образ, а слева — Пречистой Богородицы. Видимо, средств не хватало, поэтому вместо каменной колокольни поставили деревянную звонницу с навесом и с девятью колоколами.

Иконы храма

    От первоначального внутреннего убранства каменного храма некоторые иконы сохранились до наших дней. Среди них выделяются образы святых, тезоименитых лицам царской семьи. Появление этих образов не случайно, ведь и деревянный, и каменный храмы строились «подаянием» царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.

    Слева в местном ряду Казанского придела стоит образ праведного Алексия, человека Божия, и преподобной Марии Египетской — святых покровителей царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. На этой иконе сохранилась подпись государева жалованного иконописца Оружейной палаты Сергея Рошкова: «лета 7186 (1677/78)… письмо Сергиева Рошкова». Возможно, этим иконописцем написан и образ святителя Алексия, митрополита Московского, и Феодора Стратилата, стоящий в трапезной части храма, — тезоименитых святых царевичей Алексея Алексеевича и царя Фёдора Алексеевича.

    В трапезной части, на столпах, стоят обращенные друг к другу два образа: апостолов Петра и Павла и пророка Иоанна Предтечи, чьи имена носили соправители цари Пётр и Иван Алексеевичи.

     Историки отмечают, что первые годы существования церкви были самыми блестящими. Позже она лишилась высочайшего внимания. Ведь село Измайлово недолго оставалось резиденцией царей.

XVIII век

    Царь Пётр I перенёс двор в Санкт-Петербург. Крестьяне – основные жертвователи — уезжали работать на фабрики в Москву. Село пустело. Осталось не более пятисот прихожан. Церковь стала одноштатной – один священник, диакон и псаломщик. Московская контора Главной дворцовой канцелярии, обеспечивающая дворцовые села, давала незначительные средства на содержание храма.

    Крестьянам со своими заботами трудно было поддерживать приход. Обветшало здание, деревянная звонница буквально на глазах разваливались… По прошению управителя Измайлова Якова Нормацкого и настоятеля Никиты Васильева храму были переданы иконы дворцового села Алексеевского, но те тоже оказались ветхими.

    Только в начале 1744 года, после проведения трёх торгов, был заключен контракт с известным московским иконописцем Егором Греком, который к началу февраля следующего года выполнил все работы.

     В середине 1740-х годов храм получил новый комплект богослужебных книг вместо обветшавших изданий XVII века, новые облачения, покровы, завесы, аналойники и напрестольные облачения, а также новые колокола, которые были вылиты из старых пушек. Говорят, это были те самые пушки, которые, по приказу Петра Великого, выливали из колоколов. Выполнение этих работ стало возможным благодаря особому вниманию императрицы Елизаветы Петровны к подмосковным дворцовым усадьбам.

     К её благодеянию следует отнести и строительство колокольни. В одном из донесений 1761 года говорилось, что «в церкви Рождества Христова и в приделе… и колокольня деревянная ветха и от ветру шатается и опасно, чтоб не обвалилась и не учинила колоколам повреждение».

    В связи с этим было велено поправить церковное строение, вместо деревянной устроить каменную колокольню, а старые колокола перелить с прибавкой меди. В 1761 году на старом каменном фундаменте была выстроена трехъярусная каменная колокольня, первоначально увенчанная шпилем. Для этой колокольни в конце XVIII-XIX веках были отлиты новые колокола.

Иерусалимская икона Божией Матери

    В 1771 году произошло чудесное прославление Измайловского списка с Иерусалимской иконы Божией Матери. Образ, с которого был сделан этот список, находился в Успенском соборе московского Кремля. Он был утрачен во время наполеоновского нашествия.

    Два его списка, Измайловский и Бронницкий, прославились многочисленными чудесами в Московской губернии и далеко за её приделами. Измайловский список был создан в 1679 году для собора Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове.

    Когда в 1771 году началось сильное моровое поветрие, унёсшее жизнь многих москвичей, перед этим образом стали совершать ежедневные молебны, после которых икону поднимали и обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина (1706—1821), расставившего вокруг него карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала Измайлово.

    В 1804 году икону перенесли в Рождественскую церковь. Это произошло из-за того, что два других храма на Измайловском острове оказались в аварийном состоянии. Церковь Преподобного Иоасафа, царевича Индийского, закрылась уже к концу XVIII века, после удара молнии в главу храма. В Покровском соборе прекратилось регулярное совершение богослужений.

XIX век

    В 1812 году Наполеон занял Москву. К осени отдельные части армии добрались и до Измайлова. Среди прочих пострадал храм Рождества Христова. Всё, что смог, заранее спрятал и тем самым сберёг, настоятель Иоанн Постников: антиминсы, сосуды, ковчеги, кресты, иконы, ризы. Французы ворвались в Дом Божий как разбойники, разбив двери.

    Из оставшегося имущества часть унесли, а что посчитали ненужным — просто уничтожили. После такого визита отец Иоанн просил благословения на освящение храма у епископа Дмитровского Августина (Виноградского), управляющего Московской епархией. И в конце ноября 1812 года храм был освящен чином Малого освящения.

   При том же настоятеле храм привели в надлежащий вид, украсили. Это стало возможным благодаря помощи прихожан, численность которых к 1833 году составляла более 1100 человек. Среди них заметно увеличилось число зажиточных крестьян, трудившихся на собственных или соседских домашних шерстоткацких фабриках.

    На средства верующих в 1815 году положили ризы на иконы у царских врат Никольского придела: Спас Вседержитель и Богоматерь «Благодатное Небо». В августе 1822 года прихожане подписали прошение старосты Прохора Петрова епископу Дмитровскому, викарию Московскому первосвященнейшему Афанасию (Телятьеву) с просьбой разрешить построить сторожку в юго-западном углу. В 1827 году построили «сарай» для хранения утвари. Сейчас помещение используется для таинства Крещения. Попечительством купца второй гильдии, бывшего крестьянина Ивана Курдюкова в марте 1830 года отлили колокол на 3440 килограммов.

Школа в Измайлове

    В 20-е годы появились ещё два чудесных образа. Складень с Владимирской иконой Божией Матери с частицей мощей апостола Фомы и икона целителя великомученика Пантелеймона. На обороте Владимирской иконы осталась надпись, повествующая о чудесном обретении образа 9 мая 1748 года на месте сгоревшего московского дома. Целых 72 года хранил его у себя измайловский управитель Иван Брыкин. Незадолго до смерти передал для поминовения души в Рождественский храм. Ныне чудотворный образ стоит над царскими вратами Казанского придела.

    Во второй половине XIX века священнослужители церкви Рождества Христова стали уделять значительное внимание обучению крестьянских детей. Теперь не только в церкви, но и на школьных занятиях священник общался со своей паствой. Первая измайловская школа была создана в 1868 году (по другим данным в 1870 году) настоятелем церкви Рождества Христова священником Иоанном Алексеевичем Ирисовым.

   Она имела частный характер: была организована за его счёт. Занятия проходили в его доме, стоявшем напротив церкви (там, где сейчас находятся теннисные корты). Вместо частной школы в 1876 году было основано Измайловское земское начальное училище, законоучителем которого вплоть до 90-х годов XIX века оставался отец Иоанн.

    На рубеже XIX-XX веков начался следующий этап ремонтно-строительных работ в церкви Рождества Христова. К тому времени Измайлово стало крупным промышленным селом. Особый вклад в благоукрашение храма принадлежит купцу и фабриканту Ивану Васильевичу Бутюгину. Он родился в семье зажиточных крестьян, некоторые из которых имели собственные шерстоткацкие фабрики в Измайлове и Москве.

    По заказу его родственника, Арефия Кировича Бутюгина, владельца кирпичного завода в селе Черкизово, 22 июня 1864 года для Рождественской церкви был создан крест (переданный в 2000 году в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Серебряном острове). При главном входе в Рождественский храм до сих пор сохранились двойные железные двери, созданные в 1894 году по проекту архитектора Павла Петровича Сальникова (1864—1901) на средства Ивана Бутюгина.

XX век

    В 1905—1906 годах известный иконописец Василий Гурьянов заново расписал церковь. Московское археологическое общество, контролировавшее в то время все церковные ремонтно-строительные работы, довольно низко оценило работу мастера. Отметив, что: «живопись представляет собой слабые копии с произведений Бронникова, Маковского, Нестерова, Репина». Тем не менее, роспись не была изменена. Тот же мастер в 1905—1906 годах проводил полную реставрацию иконостаса и отдельных икон в главном и боковых пределах.

    В 1911 году с разрешения Императорской археологической комиссии побелили стены, покрыли медянкой крыши и главы церкви Рождества Христова. В 1912 году устроили водяное отопление.

    19 июля 1915 года, в день святого преподобного Серафима Саровского, произошло памятное событие — в церкви Рождества Христова совершил Божественную Литургию святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский с архимандритом Московского Высокопетровского монастыря Никодимом. Это было первое за 200 лет служение в церкви Московского митрополита. Конечно, до этого времени некоторые архиереи посещали церковь Рождества Христова, например: епископ Николай (Соколов) (21 мая 1834 г.) и митрополит Леонтий (Лебединский) (9 июня 1892 г.).

    1917 год. Красная волна революции поначалу, казалась, не доставала до Измайлова. Но это поначалу. Уже в 1918 году на основании Декрета об отделении церкви от государства, село лишилось церковно-приходской школы. Духовенство перестало вести занятия по Закону Божию в Измайловском земском начальном училище.

    В 1918—1919 годах закрыли Покровский собор и церковь преподобного царевича Иоасафа Индийского. Настоятель протоиерей Михаил Волков вместе с верующими в 1918 году перенес чудотворный Иерусалимский образ Богородицы из Покровского собора в церковь Рождества Христова и поставил икону рядом с ее списком в центральном храме.

Изъятие ценностей в храме

    4 мая 1922 года в храме было проведено изъятие ценностей. Так выполнялся призыв Ленина «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

    Присутствовать разрешили настоятелю отцу Михаилу и двум членам общины — Павлу Михайловичу Таразанову и Сергею Федоровичу Тюрину. Всего было изъято 196 предметов. Наибольшее возмущение у прихожан вызвало снятие с чудотворного образа Божией Матери Иерусалимской ризы. Члены комиссии стали ее топтать, чтобы вынуть драгоценные камни.

    К концу двадцатых Измайлово, впрочем, как и всю страну жестко и навязчиво накрыло кумачом. В селе появилось много приезжих, обосновавшихся в фабричных корпусах, бараках, зданиях рабочего городка на Измайловском острове и Измайловского посёлка Народного комиссариата путей сообщения.

    Немногие из них стали прихожанами храма. В то же время наиболее крепкие в хозяйственном отношении и религиозные семьи местных жителей были раскулачены и высланы. Что уж говорить про священников…

    Репрессии измайловского духовенства начались после вхождения Измайлова в черту города в 1935 году. Первым был репрессирован протоиерей Михаил Волков. В 1939 году был репрессирован священник Сергий Соколов. Его не спасло даже то, что ещё в начале 1930-х годов он снял с себя священнический сан, чтобы его дети не считались детьми «лишенца». Так звали тогда лишённого гражданских прав, и смогли получить образование (в этот период духовенство вынуждено было оплачивать обучение своих детей).

Отец Павел

    Храм Рождества Христова не закрывался. Службы, молебны, даже крестные ходы не прекращались. Сюда приходили служить священники закрытых, разорённых храмов. В 1935 году прихожане встретили протоиерея Павла Ансимова, который уже дважды подвергался арестам и испытал на себе все прелести допросов. В июне 1930 года во время заключения в бутырской тюрьме следователь ОГПУ предложил «уйти» из священства и поступить в ОГПУ на должность счетовода. За отказ его жестоко избили. И началось следствие по делу «организации сестричества при храме святителя Николая в Покровском, занимающимся на религиозной почве антисоветской деятельностью.

    Очень уж полюбили измайловцы доброго, неунывающего батюшку. Когда они спрашивали, что такое счастье, он отвечал: «Сча­стье – это спо­соб­ность че­ло­ве­ка ра­до­вать­ся все­му, что да­ёт ему Гос­подь». В храме отцу Павлу во всем помогали молодые прихожане. И он, в свою очередь, подбадривал людей как мог в то страшное время гонений.

Дай Господи…

    «При­вет­ствую ма­лень­кую Же­ню, – пи­сал он од­ной та­кой при­хо­жан­ке. – Пусть ны­неш­ний день на­пом­нит те­бе о том счаст­ли­вом, невин­ном дет­стве, ко­гда ду­ша бы­ла чи­ста, и все мыс­ли бы­ли хо­ро­ши и свет­лы, и дай Гос­подь, чтобы при­ча­ще­ние Свя­тых Та­йн об­но­ви­ло твою ду­шу и со­де­ла­ло её чи­стой и мо­ло­дой, спо­соб­ной вос­при­ни­мать бла­го­дать Бо­жию та­кой, ка­кая она есть. Бу­ду, как и все­гда, мо­лить Бо­га, да огра­дит Он те­бя от всех зол и всех жиз­нен­ных невзгод, при­вле­чёт к Се­бе для спа­се­ния тво­ей ду­ши. Дай Гос­по­ди, чтобы твое хри­сти­ан­ское серд­це по­сто­ян­но го­ре­ло лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним и по­буж­да­ло де­лать толь­ко доб­рое и хо­ро­шее, из­бе­гая ху­до­го. Хра­ни те­бя Бог. Греш­ный мо­лит­вен­ни­к и доб­ро­же­ла­тель про­то­и­е­рей Па­вел Ан­си­мов. 1936 год».

    А в 1937 году осведомители  донесли, что священник в проповедях допускал антисоветские толкования. Отец Павел был арестован вместе с группой верующих. Вслед будущему мученику молчаливо смотрели кресты на куполах. Как когда-то сам протоиерей, в 1931 году, стоя под дождем, содрогаясь молча наблюдал «пляски» рабочих на куполе храма святителя Николая, пытающихся стащить крест…

     19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Павла Ансимова к расстрелу. 21 ноября 1937 приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода в 2005 году.

От отца Иоанна до отца Леонида

     Жизнь шла своим чередом. В Рождественском храме продолжали служить протоиерей Михаил Сперанский и протоиерей Иоанн Кедров, сохранялся крепкий приход. Во время Великой Отечественной войны обязанности настоятеля храма исполнял протоиерей Михаил Николаевич Преферансов.

    С 25 октября 1945 года в храме служит будущий старец Псково-Печерского монастыря отец Иоанн Крестьянкин. По его словам, в первые послевоенные годы ежедневно крестили около 50 человек, в воскресные дни — до 150. Многие уже тогда приходили к отцу Иоанну за пастырскими наставлениями.

    В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года отца Иоанна арестовали за активную пастырскую деятельность в Рождественском храме. По приговору он был осужден на семь лет исправительно-трудовых лагерей.

Отец Иоанн навсегда сохранил память о месте первого служения. В алтаре Рождественского храма хранится Иерусалимская икона Божией Матери с его собственноручной надписью: «Московскому храму Рождества Христова что в Измайлове, колыбели моего священнического служения, от архимандрита Иоанна Крестьянкина. 12/25.10.1998».

    С 1946 до 1971 года настоятелем Рождественского храма был священник Виктор Васильевич Жуков. Несмотря на то, что в этот период в Советском Союзе развернулись новые гонения на Русскую Православную Церковь, в храме осуществили ремонт. Над помещением для совершения крещения выстроили второй этаж. Провели центральное отопление и водопровод.

     В эти годы люди шли в храм, зная о том, что некоторые старосты вынуждены сообщать в райисполком о крестившихся и венчавшихся. Ежедневно совершалось много треб в храме и на дому у прихожан. В воскресные дни всегда проводились молебны с водосвятием и заказными акафистами.

    Настоятелем храма с 1982 года является протоиерей Леонид Ролдугин, благочинный Преображенского благочиннического округа. При отце Леониде храм был заново перекрыт, покрашен, позолочены купола, поновлена стенная роспись и иконостасы, обновлены престолы в алтаре.

    В нелегком и порой трагичном жизненном пути храма Рождества Христова как в зеркале отражается путь государства Российского. Стоит только поближе подойти и приглядеться. Как в одной хорошей песне про церкви Руси – подойди и о многом спроси: в этих стенах есть сердце и вены.

Елена Ячменцева

Фото: Александр Чеботарь