«После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством»: выставка в Галерее искусств

после импрессионизма

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (улица Волхонка, дом 14) проходит выставка «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством». Экспозиция, демонстрирующая разнообразие и многогранность художественной жизни Европы и России во второй половине XIX — начале XX столетия, работает до 20 августа. 

Посетители могут увидеть работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо, а также русских художников Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича и других.

Цель выставки — переосмыслить сложную эпоху поиска новых художественных языков в отечественном и западном искусстве на рубеже XIX–XX веков. В центре внимания — импрессионизм, а также художественные поиски Сезанна, ван Гога и Гогена. В то же время, важные акценты сделаны на явлениях, до сих пор находящихся на периферии сложившейся истории искусства.

Во второй половине XIX столетия произошёл радикальный перелом в самом понимании того, что такое искусство. С появлением импрессионизма завершился великий этап развития искусства, связанный с принципом воспроизведения видимой реальности, и художники начали подвергать сомнению фундаментальные основы творчества. Произведение переставало быть слепком с действительности и превращалось в самодостаточную вселенную, существующую по своим законам.

Выставка «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством» посвящена периоду с 1860-х по 1916 год. В 1860–1880-х годах были сформулированы основы для дальнейшего развития новых явлений, ориентированных в первую очередь на выражение идей и глубинных душевных переживаний. Был также определён приоритет основополагающих формальных элементов искусства — линии и цвета, поверхности, фактуры, мотива.

Другая задача — продемонстрировать стремительное развитие русской живописи на рубеже столетий, статус которой эволюционировал от региональной художественной школы до ведущего центра европейского авангарда. Опираясь на богатую коллекцию французской живописи ГМИИ им. А. С. Пушкина, кураторы стремились визуализировать уникальный пример взаимодействия европейского и русского искусства.

Посетители смогут проследить этот процесс от произведений Перова, Репина и Васнецова, наблюдавших художественную жизнь Парижа в эпоху сложения и расцвета импрессионизма, до работ Малевича, Татлина, Кандинского, Ларионова, Розановой, которые, освоив наследие постимпрессионизма и кубизма, вывели искусство модернизма к совершенно новым горизонтам. Таким образом, русские художники конца XIX — начала XX столетия представлены на выставке в ракурсе непрерывного и многостороннего взаимодействия с мировым художественным процессом. 

после импрессионизма

Ольга Сдобникова

Афиша: сайт организаторов

Публикация по теме: В Музее музыки проходит выставка «Театр Бориса Мессерера