Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I» в музее-заповеднике «Царицыно»

Москва и москвичи в эпоху Александра I

Выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I», посвящённая Москве 1801–1825 годов, проходит в музее-заповеднике «Царицыно». В экспозиции представлены экспонаты, свидетельствующие о размеренном быте «допожарной» Москвы, опустошительном пожаре 1812 года и масштабных работах по восстановлению города.

Один из первых залов экспозиции посвящён известным политическим деятелям, оставившим в конце XVIII века госслужбу в Санкт-Петербурге и удалившимся на покой в Москву. Этих удивительных людей иронично называли «московскими бессмертными», но они продолжали играть важную роль в обществе, к их мнению прислушивались и с ними чаще обычного соглашались.

На выставке можно увидеть портретную галерею сановников в отставке: ближайшего сподвижника Екатерины II, графа Алексея Орлова-Чесменского, дипломатов Ивана Барятинского и Ивана Остермана, военного губернатора Юрия Долгорукова и многих, кто вершил судьбы страны в прошлом.

В первой четверти XIX века Москва поражала гостей размерами, которая была больше Парижа, и невероятными, парадоксальными видами. Рядом с дворцами стояли избы, розарии соседствовали с огородами, конские бега на площадях проходили в один день с охотой на медведя. Столичного лоска город был лишен. 

Большинство улиц не были замощены, и летом зарастали травой, а весной и осенью утопали в грязи. Глинистая почва способствовала возникновению локальных болот — исключительно топких участков, не просыхавших в жару даже под стенами Кремля. Помимо них в Москве было множество чистых рек, ручьев и прудов, где москвичи стирались, купались и ловили рыбу в любую погоду.

В мае 1812 года московским генерал-губернатором был назначен граф Федор Ростопчин, которому почти сразу удалось расположить к себе москвичей. Когда наступление наполеоновских войск на Москву стало неизбежным, Растопчин старательно поддерживал дух горожан — в частности, издавал патриотические объявления, которые вывешивали в людных местах и разносили по домам наподобие театральных афиш. В экспозиции таких афиш несколько — и все они из коллекции Государственного исторического музея.

Также на выставке можно увидеть знаменитое полотно Алексея Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году», на время перевезенную из Государственной Третьяковской галереи в «Царицыно». 

Главные герои заключительной части выставки — это Осип Бове, Афанасий Григорьев, Доменико Жилярди и другие архитекторы, поднимавшие город из пепла. Москва до пожара и после — два разных города. В первом осталась милая сердцу патриархальность, во втором появились мощеные улицы и архитектурные шедевры, выведшие Москву в ряды первых европейских городов. Первоначально выставка «Москва и москвичи в эпоху Александра I» должна была закрыться 31 июля, но, учитывая интерес, который она вызвала у любителей истории, принято решение продлить ее работу еще на два месяца — до 16 октября. 

Ксения Чупкина

Фото: сайт музея-заповедника «Царицыно»

Публикация по теме: Выставка «Семья — душа России» открылась в музее-заповеднике «Царицыно»