Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» проходит в Музее Москвы с 24 апреля по 25 августа 2024 года. Экспозиция покажет, как менялись жизнь и образ горожанки в первые десятилетия советской власти, через призму художественных произведений первой половины XX века.
Кураторы выставки «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х — искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян отобрали для экспозиции около 2000 экспонатов из более 30 российских музеев и частных коллекций, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия. Москва в 1920–1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей.
Главной героиней искусства тех лет стала новая женщина — та, что преобразует город и действует в нем. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них является не только реальным человеком, но и аллегорией советской истории. Этот многогранный образ москвички будет представлен не только живописными портретами, но и скульптурой, графикой, плакатами, монументальными панно. С ними можно будет познакомиться в «парадных» залах экспозиции, создающих иллюзию городских пространств — столичных улиц, проспектов и площадей.
Еще один центральный для советской культуры образ, сформировавшийся в 1920-х годах, — текстильщица. По количеству фабрик и числу рабочих текстильная промышленность занимала первое место среди всех московских производств, оказывая существенное влияние на развитие города. Трудились на этих предприятиях в основном женщины, и именно в честь текстильщиц-революционерок получил свое название журнал «Работница» — первоначально социалистический листок, распространявшийся на фабриках.
Эта тема раскрывается во второй части выставки — через личные истории художниц-москвичек, чья деятельность тем или иным образом была связана с текстилем, а также с развивающейся вместе с ним модой. В число героинь вошли, например, выдающийся скульптор Вера Мухина, начинавшая свою карьеру с разработки театральных костюмов, а затем моделей одежды, Людмила Маяковская — сестра знаменитого поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной мануфактуры, и актриса Любовь Орлова, воплотившая эталонный образ советской ткачихи на киноэкране.
Им на экспозиции отведены камерные пространства, в которых зритель сможет соприкоснуться с домашним, интимным миром художниц-горожанок, посмотреть из окон их квартир или мастерских и увидеть Москву их глазами.
Ксения Чупкина
Фото: сайт организаторов
Публикация по теме: Музей Москвы приглашает на выставку «Чудесный колодец»