Выставка «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси» – стала частью большого проекта «Трогательная история». Этот проект, который победил на XXII Международном фестивале «Интермузей» направлен на расширение доступности культурных объектов для людей с инвалидностью, а также для общего роста привлекательности традиционного музейного пространства.
Задача выставки, которая работает в Дарвиновском музее, предложить посетителям альтернативный способ «взглянуть» на историю.
Основными экспонатами выставки стали детальные копии каменных барельефов с изображениями животных, выполненных почти тысячу лет назад. Все они были вырезаны древнерусскими скульпторами в XI-XII вв. для украшения стен Георгиевского собора во Владимиро-Суздальском княжестве.
В 1230 году князь Святослав, сын Всеволода III Большое Гнездо, разобрал старую обветшавшую церковь Георгия в Юрьев-Польском. Четыре года спустя на её месте соорудили Георгиевский собор – «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».
По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович выступал в качестве архитектора и руководил строителями. Такой же точки зрения придерживаются современные исследователи. Собор считается самым последним каменным зданием, возведенным на Руси до татаро-монгольского нашествия, во время которого он был разграблен, и в дальнейшем реконструировался без оглядки на первоначальный облик.
В XV в. значительная часть здания обрушилась. В 1471 году по приказу великого князя московского Ивана III собор был восстановлен, однако потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым. При этом зодчий не заменил обрушившиеся части здания кирпичной кладкой, а собрал все белокаменные блоки и украшавшие их рельефы. Однако, не имея зарисовок храма и его точного плана, он большинство камней поставил произвольно, перепутав сюжеты, в результате чего образовался своеобразный «ребус» из белокаменных рельефов.
Выставка «Животные в резьбе белокаменных храмов Древней Руси», организованная в рамках проекта «Трогательная история», возвращает нам творчество древних художников и досконально воссоздает дошедшие до нас образы животных, рассказывает их историю и разъясняет их значение в культуре Древней Руси.
Ксения Чупкина
Публикация по теме: «Первозданная Россия» в Дарвиновском музее