Андрей Рябушкин начинал с деревенской тематики

андрей рябушкин
Андрей Рябушкин. «Втёрся парень в хоровод…». 1902 г.

Мастер написания допетровской России Андрей Рябушкин свой путь в искусстве начинал с деревенской тематики. Красноречивым подтверждением тому является картина «Втёрся парень в хоровод…», написанная в 1902 году. Собственно говоря, полное название работы «Втёрся парень в хоровод, а старуха охать».

В этом полотне, которое можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, Андрей Рябушкин отказывается от «просветлённого» взгляда на русскую деревню и признает, что патриархальный уклад безнадёжно и безвозвратно разрушается. Сюжет работы прост — плавное течение хоровода нарушается вторжением молодого-человека.

Мы видим парня, на которого не то вопросительно, не то укоризненно смотрит девушка, стоящая слева от него. Из-за спины парня выглядывает другая девица, но выражение её глаз трудно понять, ибо большая часть лица скрыта плечом молодого человека.

Все другие модели в хороводе, одетые в нарядные узорчатые сарафаны, видны только со спины. Они неподвижно застыли, однако можно понять, что чинный традиционный уклад танца нарушен необычным, неприличным по тем временам поведением парня. Сам же герой смотрит на одну из девушек, ради которой он и затеял всё это бесчинство. Чаще всего «главной виновницей» называют девушку в коричневом сарафане и красном платке, лица которой не видно.

Хоровод

Тут следует сделать небольшое уточнение. В старые времена традиционный хоровод представлял собой девичьи смотрины — женихам и их матерям, так сказать, дозволялось лишь «прохаживаться» рядом с этой «ярмаркой невест», присматривая себе достойную.

А здесь всё происходит совсем иначе. Кстати, искусствоведы постоянно спорят о смысле изображённого художником конфликта и не могут найти ответа. Скорее всего потому, что на этой картине практически нет лиц — все они условны и напоминают бесформенные пятна. И вместе с тем каждое такое пятно выражает определённые эмоции.

Так, несколько «отстранённые» лица пожилых мужиков на заднем плане полны сдержанного осуждения. А вот единственный чётко «выписанный» персонаж этого полотна — старуха, которую можно увидеть справа. Её реакция совершенно недвусмысленна — она возмущена поступком парня. Мальчик рядом с ней просто удивлён, он слишком мал, чтобы давать оценку происходящему, однако понимает, что-то пошло не так.

Историческая живопись Андрея Рябушкина

Пусть Рябушкина и интересовала деревенская тематика, особенности которой он хорошо знал по своей малой родине – южному уезду Тамбовской губернии, но всё же художник более известен нам как мастер исторической композиции. Особенно хорошо ему удавалась допетровская эпоха, которую он мастерски воспроизводил.

Вот что о нём написал художник и основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа: «После Сурикова — это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка» …

Ещё в детстве Андрей показал свои способности в рисовании и уже в семилетнем возрасте помогал отцу и брату в работе. Кроме того, природа одарила его ещё абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и мальчик стал петь в церковных песнопениях.

Музыка настолько его пленила, что всё своё свободное время Андрей осваивал игру на различных музыкальных инструментах. Однако во время исполнения «Херувимской» он, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. И с пением пришлось навсегда распрощаться.

Путь в искусство

Верно говорят, пришла беда, отворяй ворота! Почти одновременно с этим мальчик, ему на тот момент исполнилось 14 лет, осиротел. Трудно сказать, как могла бы сложиться дальнейшая судьба, если бы его художественные способности не заметил тёзка и земляк — художник-иконописец Андрей Преображенский. В один из приездов к родственникам Преображенский забрал юного Рябушкина с собой в Москву, где и определил на учёбу в Училище живописи, ваяния и зодчества. Выучившись, Андрей без труда поступил в Петербургскую художественную Академию и с блеском её закончил.

Став профессиональным художником, Андрей Рябушкин побывал во многих старинных русских городах, где писал этюды церквей, копировал древние фрески, зарисовывал народные орнаменты. В музеях он изучал старинные ткани, бытовые предметы, костюмы, оружие.

В последние годы жизни Рябушкин увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и к деревенским темам. В это время им написаны картины «За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втёрся парень в хоровод…» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).

В 1903 году у него был диагностирован туберкулёз. Лечение в Швейцарии не помогло. Скончался художник через год в имении своего друга художника Василия Васильевича Беляева в усадьбе Дидвино Новгородской губернии и был погребён на ближайшем кладбище в Добром селе. Спустя более пятидесяти лет прах был перезахоронен на на Любанском городском кладбище.  

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Картина, которая принесла Саврасову известность