«Советские консервы» Бориса Яковлева

советские консервы

Картина «Советские консервы» художника Бориса Яковлева отличается от привычного натюрморта. Вместо фруктов, красивой посуды или забитой на охоте дичи мы видим банки с консервированными продуктами. Написанное в 1939 году полотно пропагандирует заготовки и пищевые полуфабрикаты, символизирует освобождение женщины от домашнего труда. Оно демонстрирует культурный код человека предвоенного периода…

«Это популяризация консервов как нового типа еды для нового человека, обеспеченного и сытого. Такие в 1930-х в магазинах продавали, это был самый модный хайтек, задолго до Энди Уорхолла», — так комментирует эту работу специалист по советскому искусствознанию 1930–50-х годов Сергей Фофанов.

Картина Владимира Яковлева «Советские консервы» входит в основную экспозицию искусства XX века Третьяковской галереи. Её смело можно отнести к европейской классике и поставить на одну ступень с фламандскими натюрмортами XVII века. 

«Советские консервы»

Вообще натюрморт «Советские консервы» выглядит вполне аппетитно. Так и хочется открыть крышечку, достать помидорку или огурчик и всласть похрустеть. А ещё отхлебнуть вкусного рассольчику! Яковлев изобразил консервы фабричного производства, но мы, глядя на них, вспоминаем домашние заготовки мамы или бабушки…

Перед нами настоящий пейзажный соцреализм! Если же говорить серьёзно, то этот натюрморт является своеобразной данью советской эпохе. В 30-х годах прошлого века, впрочем, и позже, ассортимент консервов был предметом гордости во многих семьях. Хозяйки с гордостью показывали родным и друзьям свои закрутки, хвастаясь количеством и ассортиментом… Кстати, многие по сей день готовят на зиму разносолы и угощают ими гостей.

Мало кто знает, но в довоенное время в продаже можно было найти даже консервы с макаронами, баночные сосиски и жаркое, не говоря уже о шпинате и щавеле в пюре. Консервы стали новым типом еды для нового человека. Более того, они словно подчёркивали — люди теперь живут обеспеченно и сыто.  Они тратят время не на готовку, а на фабричный труд на всеобщее благо.

Однако социалистическая идеология не предполагала жизни в излишествах. Именно поэтому Яковлев изображает не ломящийся от гастрономических изысков стол, а обычные припасы. Блестящими стеклянными боками щеголяют привычные банки с рыбой, маринованными огурцами и томатами.

Художник Борис Яковлев

Борис Николаевич Яковлев (1890-1972) — уроженец Москвы. В 1917 году он окончил Московский университет, а затем — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителя — Аполлинарий Васнецов и Алексей Степанов.

Наставники молодого художника были представителями русского реалистического искусства. От них Яковлев воспринял национальные традиции пейзажной живописи. Когда создавалась прогрессивная реалистическая Ассоциация художников революционной России (АХХР), Борис Яковлев оказался в числе её организаторов.

В историю советского изобразительного искусства художник вошёл как мастер индустриального и лирического пейзажа. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Я уже рассказывала о картине «Транспорт налаживается», написанной в 1923 году и вошедшей в золотой фонд Третьяковки. Если бы не название, её можно было бы принять за картину из музей импрессионистов Орсэ в Париже.

Картины Яковлева экспонировались на выставках «Художники Российской Федерации за 15 лет», «Индустрия социализма», Всесоюзных художественных выставках и других. Полотна яркого представителя соцреализма хранятся в ГТГ, ГРМ, во многих крупных региональных музеях России.

советские консервы
Б. Яковлев. Советские консервы. 1939. ГТГ

 

При подготовке материала использовалась статья «Яковлев Борис Николаевич», Большая Советская энциклопедия.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Картина-новелла «Лирическое новоселье» Пименова