Картина-новелла «Лирическое новоселье» Пименова

лирическое новоселье

На картину-новеллу «Лирическое новоселье» художника Юрия Пименова хочется смотреть вновь и вновь… Это настоящее небольшое открытие, совершенно удивительный мир, созданный кистью мастера. Полотно скрывает за собой обычную жизненную историю, но сколько в нём тепла, точных деталей, романтики.

Особого внимания заслуживает необычная манера письма живописца — мелкий полупрозрачный мазок, ставший его уникальным авторским почерком, как впрочем, и жанр лирической живописи, в котором мало было равных ему.

Картины-новеллы Пименова — это обычные жизненные истории. Честно говоря, трудно сказать, чего хочется больше: написать рассказ или прочесть, когда видишь его работы. И важно, не взирая на то, что все картины написаны достаточно давно, они не устарели и выглядят современно.

Независимо от того, что рисует Юрий Пименов, он показывает нам кадр из жизни и делает это с лиризмом, добавляя романтические нотки.

«Лирическое новоселье»

В 1950-60-х годах Юрий Иванович создаёт серию работ «Новые кварталы», посвящённых московским стройкам и новосельям. Картина «Лирическое новоселье», которая висит в Третьяковской галерее, входит в этот цикл. На этом полотне художник изобразил тихое счастье молодых новосёлов.

Молодожёны стоят в пустой комнате, не успели даже разобрать вещи, перевезённые из прежнего жилья. На дальнем плане виднеются внушительные стопки книг и посуда. У молодых совсем мало вещей и большую их часть составляют книги. Ещё есть котелок — свидетель походов и летних работ.

Возможно, супруги не так давно закончили вуз и только-только устроились на работу. А быть может приехали на стройку по распределению и тут такая радость: получили квартиру. Или друзья новосёлов уже ушли и хозяева радуются одиночеству и простору. Как вариант, прежде они жили в общежитии и новая однушка для них настоящий дворец. Тут фантазировать можно сколько угодно и даже написать новеллу по мотивам картины…

Мебели в квартире пока ещё совсем нет. Зато есть любовь и большой город за окнами, словно символ большой жизни. С привычной ему лирикой Пименов изобразил бескрайнюю ночную пустоту и огни в ней. Теперь новосёлы будут заняты приятными хлопотами по обустройству уютного семейного гнёздышка. Кстати, девушка одета довольно стильно для 1960-х, когда была создана картина. 

Пименов о творчестве

В воспоминаниях Юрий Пименов писал, что художник-жанрист должен быть немного зевакой, ведь впопыхах ничего толком не увидишь. Художник без модели, без натуры, считал мастер, бедный обездоленный человек. И вся сила жанровой живописи заключается в умении мастера увидеть большие события в повседневности.

— Я знаю, что архитектура этих новых мест, мягко говоря, простовата и совсем далека от того, что носит название художественности, но я вырос в старом городе, который задыхался от тесноты общих квартир, от общих кухонь, где чад, жар и раздражение стояли в воздухе, поэтому я с добрым чувством смотрю на однообразные белые дома: они дали отдых многим людям, приблизили их к светлой, просторной жизни, — говорил Юрий Пименов.

Именно такую обстановку он сумел изобразить на полюбившихся зрителю картинах «Свадьба на завтрашней улице», «Лирическое новоселье», «Первые модницы нового квартала».

Сам мастер называл себя приверженцем «реалистического импрессионизма» — живописи, способной отразить жизнь XX века с её переменами.

Особый дар художника

Пережив тяжелый период критики, когда у художника не было возможности работать, Пименов стал признанным мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много путешествовал: посетил Англию, Индию, Францию и Италию, писал очерки о поездках. Но больше всего любил Москву, её достопримечательности и отдалённые районы, в которых живут обычные люди, ходят на работу и растят детей. В этой обыденности художник умел найти романтику, что считалось особым даром.

Его друг, живописец и педагог Борис Неменский сравнивал холсты мастера с песнями о человеческой доброте и великой значимости обыкновенности. «Да, это о буднях и радостях простой жизни простых людей, — писал он. — У Пименова каждый сюжет, портрет, натюрморт несёт точный заряд восторга перед красотой жизни, нежности к ней, тревоги за неё. Что стоит вроде элементарный по сюжету натюрморт с телефонной трубкой на подоконнике с каплями дождя на стекле окна. И всего-то! Но целая гамма чувств и мыслей!»

В 1974 году с Юрием Ивановичем произошла любопытная история. Художник представлял выставку своих работ, к нему подошёл один из зрителей и задал вопрос: «А что Вы пишете для себя?» Он явно не верил, что зарисовки повседневной жизни москвичей, рабочей молодёжи и творческой интеллигенции могут быть и вправду интересны заслуженному художнику СССР.

Юрий Пименов ответил: «В общем-то, мне иногда приходилось по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озёра, красивые такие вещи… А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги – вот это я делал для себя». Настоящей поэзией времени казались ему именно эти незамысловатые, но полные жизни сюжеты.

Для информации. Юрий (Георгий) Иванович Пименов (13 [26] ноября 1903, Москва — 6 сентября 1977, Москва) — советский, российский художник-живописец, график, сценограф, плакатист, педагог. Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1954). Народный художник СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1967) и двух Сталинских премий второй степени (1947, 1950).

лирическое новоселье

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Пименов Юрий Иванович / Грачёва С. М. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Дороги Юрия Пименова. Восемь фактов о творческом пути художника, сайт artchive.ru

Москва на картинах Юрия Пименова, сайт культура.ру

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —