«Новые кварталы»: жизнеутверждающая серия картин Юрия Пименова

новые кварталы

Картины Юрия Пименова из серии «Новые кварталы» пронизаны любовью к Москве, её новостройкам, вечно торопящимся прохожим, шумным улицам и площадям… Героями этих полотен стали обычные люди, которых объединяет любовь и вера в прекрасное будущее. Художник писал будни, но находил в них романтику и лица его моделей светятся счастьем.

Картина Пименова «Кусок стекла» из серии «Новые кварталы» имеет довольно простой сюжет. Однако известно, что художник вынашивал его два года. 

Как потом он сам написал: «Девушка со стеклом, она попалась мне на улице года два тому назад, и эти два года среди других дел я ходил с памятью об этой девушке по улицам Москвы, воображая, как она проходит то по этому, то по другому району, что просвечивает сквозь кусок её стекла, или что в нём отражается».

В итоге эта девушка у Юрия Пименова получилась прекрасной. Свет коснулся рыжих волос и они засияли золотом. А лицо, матово-белое благодаря стеклу, стало нежным и задумчивым.

«Новые кварталы»

Картины Юрия Пименова из серии «Новые кварталы», которые можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, пронизаны любовью к Москве, её новостройкам, вечно торопящимся прохожим, шумным улицам и площадям… Героями этих картин стали обычные люди: крановщица, девушки-маляры на стройке, молодожёны, модницы.

Всех их объединяет одно — лица моделей светятся счастьем. Художник обладал удивительным даром: он умел находить романтику в повседневной жизни. С одной стороны, он рисовал московские будни, а, с другой, — на его полотнах люди всегда радуются жизни.

В цикл входит несколько картин. Это «Раннее утро в Москве» с изображением улицы в начале весны. Только что прошёл дождь или это тает снег… Многоэтажки соседствуют со старыми домами, стоят троллейбусы, готовые отправиться в рейс. Город только просыпается.

Ещё одна картина «Первые модницы нового квартала». Здесь художник нарисовал девушек в красивых ярких платьях, перебирающихся по трубам через грязь. Кругом лужи, но девушки с лёгкостью перепрыгивают через них. А на заднем плане стоят белые многоэтажки. Также в этот цикл входит «Свадьба на завтрашней улице», «Дождь», «Кусок стекла» и др.

Признание

Шестидесятые годы стали для Юрия Ивановича Пименова временем государственного признания. В 1962 году он стал народным художником РСФСР, действительным членом Академии художеств СССР. В 1963-м — кавалером ордена Трудового Красного Знамени.

Его картины, особенно «Новая Москва» (1937 г.), известны и любимы широкой публикой. Однако вокруг его творчества не стихают споры. Одни считают Пименова прекрасным живописцем, другие — типичным советским художником, прогнувшимся под власть. Да, его можно ругать и критиковать как угодно, даже ставить в вину Ленинскую премию, полученную за цикл работ «Новые кварталы», но нельзя не согласиться: его картины очень оптимистичны. И все критики признают, что советский быт и уклад жизни Пименов изображал в светлых и радостных тонах.

Юрий Иванович писал не «социалистическое строительство», а новые дома, которым не приходилось дрожать от бомбёжек, и в которых нет тесных коммуналок. Он изображал молодых, красивых, жизнерадостных людей. 

А вот что тогда водило его кистью — свойственный этому человеку позитивный взгляд на мир, страх перед властью или желание жить спокойно и благополучно — на эти вопросы ответа мы не получим…

новые кварталы
Ю. Пименов. Кусок стекла. 1966 г.
Ю. Пименов. Новая Москва. 1937 г.

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Абрам Архипов одним из первых получил звание Народного художника РСФСР