Юрий Пименов: Свадьба на завтрашней улице

Картину советского живописца Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице» можно смело назвать одной из самых узнаваемых картин о Москве. Художник всегда очень искренне воспринимал окружающую действительность, чувствовал ритм времени, видел красоту и поэзию в обычной жизни. Персональная выставка его работ проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу, она открыта до 9 января.

Для тех, кто жил в СССР, это полотно стало олицетворением жизни москвича в новостройках в 1950-1960 гг. Искусствоведы относят эту работу к советскому импрессионизму и реализму и называют одним из базовых кирпичиков советской живописи.

«Свадьба на завтрашней улице»

Картина «Свадьба на завтрашней улице» была написана Пименовым в 1962 году. То есть как раз в разгар хрущёвской оттепели. Автор, по воспоминаниям его близких, всегда любил новостройки, где, как он считал, «жила большая душа новизны». Так что нет ничего удивительно, что он сумел отразить дух, настроение и пейзажи Москвы того времени. Данная картина является логическим продолжением его серии работ о московских новостройках «Новые кварталы».

Лично я, когда смотрю на эту картину, всегда вспоминаю фильм «Москва слезам не верит». Помните тот кадр, когда одна из главных героинь — стеснительная и простая Антонина получает приглашение поехать на дачу, чтобы познакомиться с родителями своего жениха, электрика Николая. Сцена снята как раз на стройке — Антонина красит, а Николай делает проводку. Потом зритель видит семью двадцать лет спустя, в квартире, которую, можно предположить, они сами и построили…

Жених и невеста

Небольшая по формату, но ёмкая по содержанию картина «Свадьба на завтрашней улице» стала олицетворением всех жителей новых жилых массивов, которые создают семьи.

Мы видит молодожёнов, которые уверенно ступают по настеленным через разбитую тяжёлыми машинами колею доскам. Потом здесь будут улицы и тротуары нового микрорайона. Художник акцентирует наше внимание на невесте в белоснежном развевающемся на ветру платье и лёгких туфлях и женихе в чёрном костюме с букетом в руках. За ними по ухабам движется процессия, состоящая из родственников, близких и друзей. Скорее всего, все они спешат в новую квартиру, а может быть пока и в рабочее общежитие, где их ожидает накрытый стол и празднование свадьбы.

За ними можно увидеть трубы завода, чуть ближе — подъёмные краны, машины, возвышаются белые корпуса многоэтажек, кое-где видны люди — не то рабочие, не то жители этой будущей улицы.

Ну как тут опять не вспомнить киноленту Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» со сценами свадьбы одной из главных героинь? 

Свидетельство эпохи «оттепели»

В шестидесятые годы прошлого века была актуальна тема строительства «светлого будущего». Но художник не политизировал своё произведение, он сказал о нём просто: «Я люблю эти новые кварталы больших городов; в их незаконченности, даже в неполадках живёт молодая душа новизны».

Именно это настроение он постарался передать на своем полотне, сумев с кинематографической точностью выстроить композицию. Мастер отыскал сюжетно острый кадр, акцентированно, крупным планом изобразил молодую пару, за которой разворачивается панорама пейзажа. Подчёркивая настроение, художник мастерски передаёт игру света и воздуха… 

Два ярких пятна доминируют в общем приглушённом колорите — белоснежное платье невесты и находящееся слева белое пятиэтажное здание. И то и другое можно воспринять как символ: девушка в белом — начало новой семьи, дом — начало жизни нового квартала, а может быть, даже целого города. В целом картину условно можно разделить на две половины: светлую — невесты, и более тёмную — жениха. Зритель же понимает, что обе модели охвачены одними и теми же переживаниями. 

Работа Пименова максимально передает уверенность каждого москвича в светлом завтрашнем дне и успешном будущем… Не потому что художник пропагандировал эту идею, а потому что люди так чувствовали и так жили.

Советский импрессионизм

Как уже говорилось выше, полотно относится к жанру советского импрессионизма. Эта картина является небольшим, но одним из самых знаменитых результатов станковой живописи Юрия Пименова.

Оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее, что прежде всего говорит о его высокой художественной ценности. 

Интересно, было бы знать побольше о персонажах, изображённых Юрием Пименовым, и живы ли они сегодня? Если да, то им должно быть за 80 лет… Кстати, Москва вновь находится в стадии строительного бума. Пятиэтажки-хрущёвки, изображённые по картине конца 60-х, сейчас сносят, а на их месте возводят высотки от 17 этажей и выше.

И на сегодняшних улицах уже не встретишь такой вот свадебной процессии. Все передвигаются на машинах, а само торжество устраивают в ресторане или кафе. Хорошо ли это? Наверное, да, ибо свидетельствует о благосостоянии народа. Но иногда хочется видеть счастливые лица молодых, которые могли бы стать символом уже нашего времени…

Ю.И. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. ГТГ

 

 

 

 

 

 

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Липовая роща в Кунцеве стала фоном для портрета Веры Третьяковой