Картину «Ботаник» Василий Перов написал в 1875 году и показал на IV передвижной выставке. Но публика и критики не оценили её по достоинству. В Государственную Третьяковскую галерею она поступила только в 1910-м, и то по завещанию Михаила Морозова.
Один из современников художника в журнале «Всемирная иллюстрация» так описывал эту работу: «Залитый горячими лучами июльского солнца луг и склонившаяся фигура жреца Флоры, вот и весь сюжет этого жанра <…> та же фигура, которая здесь так уныло белеет среди луга, была бы едва ли не эффектнее в лесу, в толпе крестьянок, из которых какая-нибудь воструха с улыбкой, на потеху своих подруг, подавала бы ботанику – ну, хоть соломинку: “какой-де это цветок, барин?”»
«Ботаник»
«Ботаника» критики относят к серии полотен, которые посвящены тематике охоты. На картине можно увидеть молодого учёного. Вероятно, он принадлежит «среднему сословию». Об этом говорит его одежда: чёрная шляпа, светлая куртка, тёмные брюки и бант. Герой обнаружил интересное растение и полностью сосредоточил на нём внимание, ничего не замечая вокруг. За плечами у него коробка, наполненная различными травами.
Рядом застыл охотничий пёс — верный спутник. Он навострил уши что-то почуяв. Напряжённое тело и поджатая лапа говорят о готовности собаки защитить своего хозяина. Перов хорошо знал повадки и характеры собак и довольно точно и часто переносил их на холст. Известный факт — художник был увлечённым охотником и любил этих умных преданных животных.
Кстати, луг на картине тоже прописан тщательно и с большой любовью. Василий Перов показал нам каждый листик, каждый цветочек и стебелёк… В палитре он использует охристые, золотистые, рыжие, зелёные и коричневые оттенки, создавая своеобразный ковёр из трав. Благодаря этому луг смотрится не столько фоном, сколько самостоятельной частью работы.
Переломный период
В 1870-е годы Перов обращается к жизнеутверждающим темам, ставшим для него просветом в череде мрачных и печальных сюжетов предыдущего десятилетия. Как сказал писатель Иван Тургенев, он раскрывает мир «идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных», которые находят отраду в чаще леса или на берегу реки, подальше от мирской суеты.
Этот период стал переломным в жизни художника. Главной причиной тому стала семейная трагедия. За короткое время у него умерла любимая жену Елена Шейнс и двое детей. Перов остался с одним младшим сыном Владимиром. Желая преодолеть боль утраты, Василий Григорьевич обращается к светлым сюжетам, напоминающим о детстве и беззаботных временах.
Маленький человек
В 1869 году Перов начинает работать над нехарактерной для него картиной «Птицелов». В ней нет социального протеста и обращения к жестокой реальности.
Героем этой картины стал «маленький человек», занятый простыми повседневными заботами. Хотя «Птицелов» и не таит в себе скрытых смыслов, эту картину художник написал с душой и ностальгией по былому. Герои – лакей и дворянский сын – звуками дудочки приманивают к себе птичку. Сноровистый старик терпеливо ждёт. Зато мальчик, готовый в любой момент захлопнуть дверцу клетки, с трудом может усидеть на месте.
Сейчас уже мало кто знает, что осенняя ловля птиц была давней традицией ещё со времен Древней Руси. А когда зима заканчивалась, в день Благовещения, пернатых обязательно выпускали на волю.
Именно за картину «Птицелов» Василий Григорьевич Перов получил почётное звание профессора. Потом будут «Охотники на привале», «Рыболов», написанные в 1871 году. Полотно «Голубятник», что также можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Там же находится и «Ботаник» (1875 год).
Портреты Перова
В тех же 1870-х Перов обращается к портретному жанру. Его портреты от работ коллег по творческому цеху отличает прежде всего то, что они не парадные, а домашние, наполненные уютом и умиротворением.
Перову позировали выдающиеся литераторы XIX столетия: Александр Островский, Владимир Даль, Иван Тургенев, Фёдор Достоевский. Последнего художник изобразил в характерной для него «задумчивой» позе: положив ногу на ногу и обхватив пальцами колени, писатель вглядывается в пустоту.
Знакомые Достоевского, увидев этот портрет, говорили, что Фёдору Михайловичу, вероятно, даже не пришлось позировать. В таком положении он действительно надолго замирал в минуты размышлений.
Прощание с «передвижниками»
В 1878 году Василий Перов расстался с «передвижниками». «Молодёжь вместе с Репиным теснит стариков», – так объяснил он своё решение. Живописец стал экспериментировать с художественными жанрами. Он написал несколько исторических полотен («Спор о вере», «Суд Пугачёва», «Плач Ярославны»), обратится к библейским мотивам, продолжил писать удивительно точные портреты.
В возрасте 49 лет он заболел чахоткой и не смог справиться с тяжёлым недугом. За столь недолгую жизнь Василий Григорьевич Перов успел написать более ста картин, многие из которых и сегодня можно увидеть в лучших музеях нашей страны.
Для информации. Василий Григорьевич Перов — русский живописец, жанрист и портретист, первостепенная фигура реалистической школы второй половины XIX века. Академик (с 1866) и профессор (с 1870) Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
При подготовке публикации использованы следующие источники:
В. Перов : Выставка произведений к 150-летию со дня рождения / Сост. Н.Ю. Зограф и др.; Автор вступительной статьи Вл. А. Петров. — М.: Советский художник, 1988.
Сарабьянов Д. В. В.Г. Перов и бытовой жанр 1860-х годов // История русского искусства. В 13 т. (1953—1969). / Под общ. ред. И. Э. Грабаря, В. Н. Лазарева и В. С. Кеменова. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1965.
Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей. В 3 т. — М.: Олма-Пресс, 2001.
Сайт ГТГ
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Кочегар» Николая Ярошенко поразил всех