Четыре портрета Фёдора Шаляпина принадлежат кисти Константина Коровина

фёдора шаляпина

Художник Константин Коровин написал четыре портрета Фёдора Шаляпина. Его знакомство с певцом состоялось в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественной и промышленной выставке 1896 года. Это знакомство быстро переросло в дружбу и продолжилось совместной работой в Императорских театрах и Русской частной опере Мамонтова.

Во многих спектаклях Фёдор Шаляпин выступал в декорациях и костюмах Коровина, которые помогали ему создавать полноценные сценические образы. Конечно, у певца было много друзей среди известных людей в области культуры и искусства. Однако самым близким другом на многие годы стал Константин Коровин…

Более того, Фёдор Иванович даже построил дачу неподалеку от имения Коровина в Охотино. И, как не удивительно, но Шаляпин давал Коровину советы по рисованию. Сам художник утверждал, что у Шаляпина был «недюжинный талант рисовальщика и живописца». Так что вполне вероятно, если бы он не стал певцом, был бы хорошим художником.

Портреты Фёдора Шаляпина

Константин Коровин неоднократно рисовал Фёдора Шаляпина. Всего известно четыре портрета его кисти. Два из них можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.

В 1905 году художник и артист гостили в имении директора Императорских театров Владимира Теляковского в Отрадино. Здесь Константин Алексеевич напишет певца в интерьере комнаты, на фоне окна, за которым виднеется цветущая сирень.

Мастер словно наблюдает за сидящим другом, который читает книгу. Ломаные линии фигуры, столкновение красного и зелёного, серого и белого придают позе Шаляпина динамичность и энергию. Несколькими четкими движениями кисти рождается невероятно живой и узнаваемый образ знаменитого певца. Портрет сразу же был экспонирован на выставках художественного объединения «Мир искусства» и «Союза русских художников», а затем отправился в гастрольный маршрут по Парижу, Берлину и Венеции.

Шаляпин в Виши

Ещё один портрет Фёдора Шаляпина был написан во французском городке Виши. Там друзья встретились в 1911 году на отдыхе. Коровин почти повторил удачную композицию. Шаляпин, залитый солнцем, опять изображён сидящим за столом у окна.

Кисть художник точно передаёт свободолюбивую, сильную натуру Фёдора Шаляпина. Лицо и фигура изображены довольно обобщенно. На мой взгляд, здесь есть две великолепные детали: расслабленная свисающая правая рука и начищенные ботинки. Замечательно они выписаны! Сразу ясно, певец ни в чём не нуждается, обласкан публикой и богат!

На столе – букет цветов, графин с наливкой, ваза с фруктами — абсолютно жизненная обстановка, то самое импрессионистическое «остановись, мгновенье». Поза героя свободна, изящна и спокойна. Лицо обращено к зрителю в три четверти, Шаляпин смотрит вглубь комнаты, скорее всего, беседует с художником. Свет падает слева, из открытой двери. По лицу видно — настроение у певца, как и у художника, прекрасное! Не зря же Виши называют городом-сказкой, подаренный феей!

Первый конфликт

С этим портретом связан первый конфликт между друзьями. Шаляпин, кстати, вопреки расхожему мнению, слава очень испортила его характер, посчитал, что он как модель, но не заказчик, имеет какие-то права на этот портрет. И был возмущён, узнав, что Коровин, не посоветовавшись с ним, продал картину известному коллекционеру Михаилу Терещенко (сейчас находится в Русском музее, С.-Петербург). Скорее всего, он предполагал, что Коровин подарит ему этот портрет… 

Позднее певец писал в своих мемуарах: «…Мне действительно было жаль, что мой портрет попал не ко мне… Я так долго позировал и старался делать «приятное лицо»…»

В газетах даже писали, что певец собирается привлечь к суду дорогого друга за то, что без разрешения продал его портрет. К счастью они помирились…

Как поссорились Фёдор Иванович и Константин Алексеевич

В эмиграции Коровин и Шаляпин рассорились окончательно. Есть две версии события. Первая, если можно  так сказать, романтическая. Вроде как сын художника Алексей в Париже или Берлине, место каждый раз указывается разное, кинулся спасать от верной гибели  дочь певца Ирину и попал под трамвай. Юноша лишился ноги и стал инвалидом, а Шаляпин даже не помог ему с лечением. Кстати, в 1914 году Коровин нарисует певца с Ириной. И это станет последней работой, на которой он изобразит Фёдора Ивановича.

А в архивах Третьяковской галереи есть медицинское заключение о травме, которую Алексей Коровин получил в Москве. Он оступился, взбираясь на ступеньку трамвая, и ему отрезало ступню. Он нуждался в протезе и на всю жизнь остался хромым.

Шаляпины в этой истории оказались лишь потому, что Алексея после происшествия привезли к ним на квартиру и уже оттуда отвезли в больницу. Кстати, именно благодаря этой травме Коровину удалось выехать из советской России, ссылаясь на необходимость лечения сына на границей.

Вторая версия более житейская. Как известно, Шаляпин один из немногих, кому хорошо жилось в эмиграции. Он собирал полные залы, брал за свои выступления баснословные гонорары и, в отличие от большинства русских эмигрантов, ни в чём не нуждался. Коровин же постоянно находился в зависимости от галеристов, страдал от семейных проблем, постоянного безденежья, очень бедствовал…

ХХХ

Последний портрет Шаляпина был написан в 1921 году. На нём изображён почти 50-летний артист. Однако он по-прежнему полон обаяния и молод душой. Та же стройная фигура в кресле у окна на фоне вечерних огней, тот же поворот головы, та же непринужденная поза…

Константин Алексеевич Коровин, которого называли «Моцартом живописи», — блестящий художник, прекрасный декоратор, станковист, пейзажист, портретист, жанрист. Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для Большого театра и Частной оперы С.И. Мамонтова. Его работы поражали современников яркостью палитры, красотой верного тона и цвета, звучностью красок. Скончался он в Париже 11 сентября 1939 года и был погребён на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сен-Женевьев де Буа.

Фёдор Иванович Шаляпин — русский оперный и камерный певец (высокий бас), который в разное время был солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера. Первый народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991), в 1918-1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Получил репутацию артиста, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Занимался в разное время живописью, графикой, скульптурой и снимался в кино. Писатель-мемуарист. Похоронен на парижском кладбище Батиньоль (25-й дивизион). На могильной плите сделана надпись: «Здесь покоится Фёдор Шаляпин, гениальный сын земли русской». Церемония перезахоронения состоялась на Новодевичьем кладбище в Москве 29 октября 1984 года. 31 октября 1986 года там был установлен надгробный памятник работы скульптора А. Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.

К. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1921 г.
фёдора шаляпина
К. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1905 г.
фёдора шаляпина
К. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911 г.
К. Коровин. Портрет Шаляпина с дочерью Ириной. 1914 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Сайт Третьяковской галереи

Коровин К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — Издание 2-е. — Москва: Московский рабочий, 1993. 
Константин Коровин вспоминает… Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. — М.: Изобр. иск-во, 1990. — 2-е изд., доп.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — Павел Филонов — загадочный мастер русского авангарда