Картина «Летний жаркий день» стала результатом впечатлений, накопленных за летние месяцы 1869 года, которые художник Фёдор Васильев провёл в имении графа Павла Строганова Знаменское-Кариан в Тамбовской губернии. Это путешествие позволило молодому живописцу проникнуться крестьянским бытом и дало значительный толчок в развитии таланта.
Под ласковым солнцем южной России художник, которому тогда было всего девятнадцать лет, создал множество пейзажей. «Тут для меня всё ново, всё обольстительно», – писал он матери в сырой Санкт-Петербург. Казалось, в эти дни он растворился в природе, не переставая творить. На память о том периоде нам остались рисунки, акварели, картины, среди которых и полотно «Летний жаркий день».
В 1894 году Павел Третьяков приобрёл его у В.И. Гун-Сахновской и преподнёс в дар галерее.
Летний жаркий день
«Летний жаркий день» Фёдора Васильева считается одним из наиболее жизнерадостных пейзажей художника. На полотне изображена поросшая травой просёлочная дорога, уходящая в сторону леса. Далеко впереди по дороге идут деревенские ребятишки. На заднем плане – множество деревьев и бесконечное лазурное небо с пушистыми белыми облаками.
На переднем плане видны полевые цветы. Тонкими вертикальными мазками нарисованы трава, сиреневые цветы иван-чая и белые головки сныть-травы… Судя по всему, лесная поляна находится недалеко от деревни – ближе к зрителю изображены распиленные брёвна. Молодому мастеру удалось сохранить общее цельное впечатление от открывшегося перед ним простого природного вида.
Почти в центре картины сидит крестьянка в красном платке. Она отдыхает после тяжёлого пути: склонила голову, руки опустила на колени. Её образ – символ безмятежности, единения человека с природой. В этом летнем дне разлито столько покоя и тишины, что кажется ощущаешь тёплый воздух, который окутывает даль, смягчает очертания деревьев, кустарников и леса у горизонта.
Небольшая по формату картина имеет почти квадратную форму, что создаёт уютную камерность. Пейзаж статичен, фон не перегружен деталями.
Художник использовал яркие и насыщенные цвета – преимущественно зелёные и жёлтые оттенки. Однако полотно не бьёт в глаза. Цветущая растительность уравновешивается нежным голубым небом и центральной тенью. Кроны дальних деревьев изображены с помощью переходного цвета между зелёным и голубым и несколько сливаются с фоном. Всё выглядят легко и воздушно.
Словом, «Летний жаркий день» – это написанная Васильевым ода природе и её союзу с человеком.
О художнике
На основании данных первых биографов Васильева принято считать, что он родился 10 (22) февраля 1850 года в Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника. В двенадцатилетнем возрасте Фёдора отдают на службу в главный почтамт, где он зарабатывает 3 рубля в месяц.
Но мальчик с раннего детства проявлял интерес и способности к рисованию. В итоге, он бросает службу и поступает на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Ему удаётся совмещать занятия в школе с работой у реставратора из Академии художеств П.К. Соколова.
К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников. Особенно он сблизился с Иваном Крамским и конечно, Иваном Шишкиным, жена которого была родной сестрой Фёдора. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. Множество сделанных там набросков и этюдов, а также законченные позднее картины («После дождя», «Деревенский двор» и «В церковной ограде Валаам», все — 1867) выявляют свойственное Васильеву лирическое восприятие русской природы.
Затем была поездка в Тамбовскую губернию, о которой мы говорили выше. После чего он побывал в имении Строганова в селе Хотень на Украине. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Каждая картина Васильева — это событие
В 1870 году Васильев вместе с Ильёй Репиным и Евгением Макаровым предпринял поездку по Волге от Твери до Саратова. Творческую квартиру они устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей. Итогом поездки стали картины «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». В этих работах в полной мере проявились блестящее восприятие цвета живописцем, богатство его палитры.
По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Кстати, её авторское повторение было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился и у него обнаружился туберкулёз. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноприходящим учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Ялте Васильев провёл последние два года своей жизни. Много писал, делал наброски, акварели… Дом на Симферопольской улице (современный адрес — улица Свердлова, дом 3), где он жил, не сохранился.
Ф.А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.
При подготовке публикации использовались следующие материалы:
Беляев Н. С. Почетные вольные общники Императорской Академии художеств : краткий биографический справочник / Библиотека Российской академии наук ; автор-составитель Н. С. Беляев. — СПб. :
Мальцева Ф. С. Фёдор Александрович Васильев. 1850 ― 1873. Жизнь и творчество. — М., 1984.
Новоуспенский Н. Н. Фёдор Александрович Васильев. Альбом. — М., 1991
Смольников И. Ф. Короткая заря. Повесть о Ф. Васильеве. — Л., 1962
Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М.Волошин. Ф.Васильев. Очерки). «Таврия». — Симферополь, 1995.
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Крещение Руси» — фреска Васнецова во Владимирском соборе в Киеве