Главный герой картины — лес, но…

лес
Иван Шишкин. Прогулка в лесу. 1869 г. ГТГ

Лес — главный герой картины Ивана Шишкина «Прогулка по лесу», написанной им в 1869 году. Однако на сей раз среди берёз и осин художник поместил две группы людей, с детьми и даже собакой… Люди — редкие гости на его полотнах. Здесь же в первой паре он изобразил себя с молодой женой.

«Прогулка по лесу» хранится в Третьяковской галерее. В этом прекрасном произведении художник воспел природу: он изобразил лесную тропинку, по которой прогуливается группа людей. 

В первой паре гуляющих можно угадать и самого автора полотна, ведущего под руку молодую жену Евгению Александровну (урожд. Васильеву – сестру его ученика, художника Фёдора Васильева), с которой он обвенчался всего за год до написания картины, в 1868-м. Муж и жена, освещённые пробивающимися сквозь листву солнцем, идут под руку и о чём-то разговаривают. Чуть поодаль остановилась семья с детьми. Оживляет сцену и собака, которая явно охотится на птицу. 

Полотно дышит спокойствием и умиротворением. Ласковое летнее солнце, приглушённое густой зеленью, делает его ярче и красочнее. 

Лес прекрасен! Вокруг высокие берёзы и другие деревья с порослью, на переднем плане — остатки старой берёзы с наростами. Взгляд привлекают большие камни с острыми краями. Очень скрупулёзно выписана трава, мох и скромные лесные цветочки. Но самое главное, с каким мастерством переданы свет и тень. Солнца не видно, но оно всё равно есть и наполняет картину особым сиянием.

Верстовой столб русского пейзаж

Живописец сумел передать даже дуновение лёгкого ветерка и нетерпение собаки, готовой к прыжку. Это делает «Прогулку в лесу» необыкновенно реалистичной. А мы знаем, что художник написал её по памяти, без использования натуры…

Ивана Шишкина современники называли «верстовым столбом русского пейзажа». По его полотнам можно изучать растительность русских лесов. Он изображал дремучие чащи с деревьями-великанами, дубы и сосны, верхушки которых упираются в небо… Величие и стихия! Здесь же у него не самый нетипичный для его творчества сюжет.

Скорее всего, сказались годы работы в Германии и Швейцарии, где он мог видеть нечто подобное в мастерских коллег по творческому цеху. К тому же в те же годы многие импрессионисты, особенно французы, любили писать прогуливающихся по Булонскому лесу или отдыхающих на пикниках дам и кавалеров. Как тут не вспомнить «Завтрак» Клода Моне или его же «Сад художника»?

Собственный взгляд художника

Но в картине «Прогулку в лесу» вместе с обаятельной сценой самой прогулки Шишкин передал и свой собственный взгляд на природу. Кажется это не сложно: изобразить лес и добавить туда фигуры людей. Но как не просто сделать это так, чтобы зрители замирали от восторга. Только он может столь мастерски воспроизвести детали растительного мира: травы, мхи, кору берёзы… 

Вообще, русский пейзажист обладал великим даром — он мог написать с тщательной проработкой любые формы живой природы. Всё это в будущем всегда будет отличать работы Ивана Шишкина. 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из серии «Сто шедевров живописи» — Портрет «московского Медичи» остался незаконченным