Групповой портрет командиров Первой конной армии, законченный художником Александром Герасимовым в 1935 году, понравился маршалу Клименту Ворошилову. Картину хорошо приняли в Кремле и на выставке в Париже, но вскоре её на долгие годы спрятали в запасниках Третьяковки…
Групповой портрет командиров под названием «Первая конная армия» («Иосиф Виссарионович Сталин с командным составом Первой конной армии») находится в экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу. Работать над картиной Герасимов начал в 1934 году по заказу, оформленному на основе предложения члена Реввоенсовета Ефима Щаденко.
Размер картины, на которой должны были уместиться без малого пять десятков командиров-первоконников, впечатляет. Он составляет 4 на 5 м!
В центре композиции художник мудро поместил товарища Иосифа Сталина — почётного первоконника. Рядом с вождём сам Климент Ефремович Ворошилов. Справа, по другую сторону стола, — Семён Будённый. Картина выглядит помпезно, однако от неё веет силой и, как говорится, армейской надёжностью.
Жёсткий отбор
Не видя полотна, только по названию наше воображение, скорее всего, нарисует несущуюся в атаке конницу. Как ещё можно изобразить командиров знаменитой Первой конной армии? Только на конях с шашками наголо! Но художник отказался от этого привычного сюжета. Он решил изобразить сразу сорок пять командиров корпусов, дивизий и комиссаров, объединив их в строгой статичной композиции.
Понятно, что отбор моделей шёл очень жёсткий. Список контролировал сам нарком по военным и морским делам Ворошилов. Он же лично согласовывал его со Сталиным. Так что на групповой портрет попали только морально устойчивые большевики, проверенные в боях.
Но вскоре выяснилось, что самое сложное не это. Куда труднее оказалось разместить всех одобренных свыше товарищей на одном холсте. А если учесть, что каждый хотел оказаться рядом с вождём, задача была нерешаемой. Тогда Ворошилов внёс оригинальное предложение: ставить крестик на том месте холста, где каждый хотел бы себя видеть. Если оно уже кем-то занято, ставить его на свободном месте. Так и порешили.
Трагедия
Готовая картина получила самое высокое одобрение партийного руководства и практически сразу была выставлена на Всемирной художественной выставке, проходившей в Париже. Она имела грандиозный успех и получила гран-при. Однако радоваться автору пришлось недолго.
В газете «Правда» (№ 125 за 1936 год) можно прочитать: «В своём творчестве Александр Герасимов никогда не поднимался так высоко, как в последнем монументальном групповом портрете организаторов и виднейших руководителей Первой Конной армии во главе с товарищем Сталиным и маршалами Советского Союза Ворошиловым и Будённым». Но пока Герасимов в Париже принимал поздравления, в Москве арестовали дивизионного комиссара Константина Озолина (он стоит у стола, — авт.). Вскоре Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу по обвинению в участии в военном заговоре.
В принципе, фигуру можно было бы записать, но тут оказалось, что кроме Озолина «врагами народа» в ходе следствия объявили ещё 12 человек.
Сейчас уже никто не может сказать, что испытал мастер, когда узнал о судьбе своих персонажей. Наверное, радовался, что не он отбирал персонажи. Но достоверно известно, что Герасимов был очень расстроен. Вероятно рассчитывал получить за эту работу Сталинскую премию и всё к этому шло. А тут такая беда. Как бы самому уцелеть…
Легенда
От греха подальше, художник спрятал полотно на целых 20 лет под ковёр в своей мастерской в посёлке Сокол. Впрочем, это лишь легенда. Согласно документам, картина поступила в Государственную Третьяковскую галерею в 1936 году. Другой вопрос, что её так и не выставили на всеобщее обозрение. Зрители увидели её только после развенчания культа личности Сталина и реабилитации репрессированных.
Впрочем, картину и потом выставляли не очень охотно. Теперь уже причиной стал «вождь народов»… В каталоге Государственной Третьяковской галереи, изданном в 2009 году, можно прочитать, что картина впервые публикуется с комментариями об изображённых на ней лицах.
Портреты части офицеров, как к примеру, в будущем маршала Советского Союза, участника Великой Отечественной войны Андрея Ивановича Ерёменко, комиссара Первой конной, директора кинофабрики Госкино Якова Моисеевича Блиоха или советского военного деятеля Григория Андреевича Ковалёва можно также увидеть в Центральном музее Вооружённых сил.
Пометка «Предположительно»
Возле некоторых имён, перечисленных в каталоге, стоит пометка «предположительно». С такой пометкой обозначено семь офицеров.
К ним относятся комдивы Даниил Фёдорович Сердич и Николай Васильевич Ракитин, расстрелянные в 1938 году, и умерший во время следствия Василий Николаевич Литуновский. А вокруг личности генерал-лейтенанта Леонида Лавровича Клюева, умершего в 1940 году, по сей день ведутся споры. Выдвигается несколько версий. Одни говорят, что вроде как художник хотел изобразить секретаря Реввоенсовета 1-й Конармии, затем Главного военного прокурора РККА, скоропостижно скончавшегося в 1935 году после убийства Сергея Мироновича Кирова, Сергея Николаевича Орловского, другие — советского полководца Вениамина Михайловича Злобина.
А имена нескольких командиров, несмотря на то, что списки согласовывались и имели место быть, и вовсе установить не удалось.
Групповой портрет высоко оценили искусствоведы
Искусствовед Виталий Манин в «Истории русской живописи ХХ века» уже в наши дни написал: «Гражданская война вызвала к жизни массу портретов её участников. Это были, за небольшим исключением, слабые портреты. Но групповой портрет А. Герасимова «Первая конная армия» — это шедевр соцреализма. Художнику удалось воплотить массу военачальников в их индивидуальных характеристиках. Композиция, посредством которой эта масса сгруппирована, источает энергию, не вызывающую сомнения, что только подобный командный состав мог выиграть Гражданскую войну.
Каждый персонаж с типичной для времени причёской бобриком, блещущий силой и выправкой, освещён серебристым светом, создающим ощущение свободы и волевого движения. Этот групповой портрет можно сопоставить с лучшими картинами мирового искусства как, например, «Ночной дозор» Рембрандта и «Заседание Государственного совета» И. Репина. Естественно, весь дух «Первой конной» несёт на себе печать своей эпохи, ещё не остановленной энергии и этим отличается от размеренно-вялого, медлительного «Государственного совета». Присутствующие в картине частности дополняют достоверность рисуемого художником общественного человека».
Обласканный и изгнанный
Интересный факт. Александр Герасимов, один из главных создателей «сталинского соцреализма», четырежды лауреат Сталинской премии и главный советский художник, долгое время был беспартийным. И только в 1949 году его буквально заставили написать заявление о приёме в ряды коммунистов. Готовился указ о его назначении первым президентом Академии художеств СССР, а руководитель подобного ранга должен был быть обязательно партийным.
До поры до времени его карьера складывалась просто блестяще. Ведь Герасимову, как никому удалось понять, каким Сталин себя желал видеть на картинах, дабы остаться в истории.
Но смерть Сталина заканчивает эту блестящую карьеру. Сначала художник уезжает в «творческий отпуск» за границу, затем пытается воспеть радости колхозной жизни. Преемник Сталина — Никита Сергеевич Хрущёв не желает принять творчество Герасимова, приказывает все картины отправить в запасники, а к самому мастеру относится с нескрываемым презрением.
В 1963 году Герасимов умер. А через год Никиту Сергеевича отстранили от власти…
Наталья Швец
Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Народный комиссар подсказал Ефанову сюжет картины «Незабываемая встреча»»