Картина «Жестокие романсы» написана в типичной для Прянишникова манере

жестокие романсы

В картине «Жестокие романсы», написанной Илларионом Прянишниковым в 1881 году в типичной для него манере, внимание уделяется каждой детали. Сюжет прост: молодой человек распевает для девушки романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Однако художник сумел обыграть детали, умело расставить акценты, грамотно передать характер и черты персонажей.

Прянишников создал настоящую историю, рассказал о нравах и обычаях в мещанской среде своего времени. Он — один из лучших жанровых живописцев второй половины XIX века.

Композиция картины построена на психологическом контрасте образов. Большой, старательно повязанный на шее бант и вьющиеся кудри, прикрывающие уже начинающую лысеть голову, красноречиво демонстрируют, что молодой человек следит за своей внешностью. Интересно выписан и костюм кавалера, который явно указывает на его нестабильное финансовое состояние. Дело в том, что в те времена носить одновременно брюки с лампасами и чёрный фрак считалось дурным тоном. Обычно это говорило о том, что хозяин одежды нигде не служит. Также не особо хорошо характеризуют его скомканный окурок и манерность позы.

Что касается девушки, то она явно скромна и застенчива, потому и отвернулась от соблазнителя, который распевает жестокие романсы, не отрывая от неё взгляд.… Судя по всему, она чувствует себя не в своей тарелке. Иначе почему проявляет больше интереса к лавке, нежели к кавалеру.

Можно решить, что она впервые столкнулась с таким напором и не знает, как реагировать. Или ухажёр ей неприятен и девушку угнетает такая напористость.

«Жестокие романсы»

Сильное влияние на творчество Прянишникова оказала драматургия и театр, в особенности пьесы Александра Островского. Поэтому не удивительно, что в картине «Жестокие романсы» прослеживается аллюзия на судьбу Ларисы Огудаловой из пьесы «Бесприданница», написанной драматургом в 1878 году. Представшая перед нами сцена может восприниматься как «смысловой перевертыш» эпизода, в котором Лариса Дмитриевна исполняет под гитару романс «Не искушай меня».

Кстати, моделью для женского образа послужила супруга художника – Елена Прянишникова. Сохранилась фотография 1891 года, на которой чета Прянишниковых изображена за чаепитием вместе с большим другом семьи Павлом Третьяковым и Надеждой Остроуховой. По ней профиль Елены можно легко узнать на картине «Жестокие романсы».

Сегодня это произведение признано одним из лучших в творчестве мастера и занимает достойное место в мировом изобразительном искусстве. В  зале Третьяковки возле него всегда много зрителей. Автор сумел сделать своих героев реальными, даже продемонстрировать их мысли и чувства, что удаётся не каждому.

Для информации. Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии. Уже в двенадцать лет мальчик оказался в престижном и знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Однако он был так беден, что вынужден был оставить учёбу и пойти в услужение в купеческую лавку, чтобы не умереть с голода. Но его талант уже заметили и вернули в училище. Более того, дали возможность учиться бесплатно и предоставили жильё. 

В результате Россия получила большого мастера жанровой живописи, который оказал значительное влияние на художников последующего поколения. Умер Прянишников 12 (24) марта 1894 в Москве.

В селе Тимашово 20 сентября 2020 года у храма Рождества Богородицы был открыт памятник художнику. Его автором стал скульптор Сергей Лопухов. В мемориальный комплекс Прянишникова, созданный местными жителями по инициативе настоятеля храма протоиерея Антония Сомика, помимо памятника входят репродукции картин живописца под открытым небом и «Мастерская художника» — модель творческого кабинета мастера. 

Прянишников по праву считается одним из самых талантливых жанровых живописцев второй половины XIX века. Его творчеству свойственна достоверность деталей при общей критической направленности содержания, стремление к более правдивому и полному отображению жизни. В своих работах художник демонстрирует удивительную наблюдательность, живые и точные социально-психологические образы, яркие краски.

жестокие романсы
И. М. Прянишников. Жестокие романсы. 1881 г. ГТГ

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Прянишников Илларион Михайлович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» — «Дорогая Юлик» — так Кустодиев называл свою жену