Константин Крыжицкий. Как фотография сыграла с художником злую шутку

крыжицкий

Художник Константин Крыжицкий любил рисовать пейзажи. Он одинаково хорошо работал маслом и акварелью, неплохо получалась графика. Порой его работы очень декоративны, однако в них всегда присутствует внутренняя жизнь природы. За свою жизнь Крыжицкий написал более 400 картин. Они узнаваемы, но однажды его обвинили в плагиате. А виной всему стала фотография…

Константин Крыжицкий умел великолепно передавать различные эффекты освещения, что сближает его с импрессионистами. В Государственной Третьяковской галерее можно увидеть его полотно «Скит в лунную ночь», поступившее из санатория «Михайловское» в 1962 году.

Талантливый мастер постоянно искал новые сюжеты не только рядом, но и в дальних краях. С этой целью он посещал Германию, Францию, Норвегию, Прибалтийские страны, изучал российскую и украинскую глубинку. Его завораживали виды Урала, Крыма и Кавказа, однако излюбленными местами стали окрестности Санкт-Петербурга и Киева.

Крыжицкий и Куинджи

В картине «Скит в лунную ночь» ясно видны основные черты творческой манеры Крыжицкого. С необыкновенной тщательностью и пристальным вниманием к деталям художник передавал состояние природы во всем её изменчивом многообразии.

Как говорилось выше, мотивы для своих произведений он находил в живописной природе Киевской губернии. Живя в Киеве, Константин Крыжицкий стал горячим поклонником творчества Архипа Куинджи. Долгие годы их связывала и личная дружба.

Этих художников, очень близких по духу, сближала не только манера письма, но и особое восприятие мира. Они умели видеть и передавать чудо появления света сквозь тучи и ночную мглу, извлекать радость из игры солнечных лучей на деревьях, траве, испытывали благоговейное преклонение перед лунным освещением.

После смерти друга Крыжицкий стал одним из основателей Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1908 году стал председателем этого объединения. Общество было призвано поддерживать нуждающихся художников вне зависимости от стилей и направлений, в которых они работали, помогать им в творчестве и быту. Довольно многим работа объединения помогала просто выживать.

«Скит в лунную ночь»

Но вернёмся к картине «Скит в лунную ночь». В ней ясно видны основные черты творческой манеры Крыжицкого. Художник сумел передать состояние природы в её изменчивом состоянии.

Мастер передал лунное освещение в тончайших нюансах зеленовато-синих, серебристо-серых и голубых краскок, игре света и теней. Кстати, это полотно является ярким подтверждением увлечения Крыжицкого живописью знаменитого Архипа Куинджи.

Один из художественных обозревателей журнала «Нива» написал в заметке, посвящённой юбилею творческой деятельности мастера в 1909 году: «К.Я. Крыжицкий не создаёт какой-либо своей, особенной природы, но воссоздаёт с необычайной техникой и правдивостью природу живую, существующую, не фантастическую и не придуманную. Этим он дорог всем, кто искренно любит Божий мир и кто способен к тихим созерцательным настроениям и переживаниям».

Начало пути

Константин Яковлевич Крыжицкий родился 17 мая 1858 года в богатой купеческой семье в Киеве. Его детство прошло в шикарном отцовском особняке на Владимирской горке. Виды Днепра и заливные луга, уходящие вдаль за горизонт, где располагалось имение, навсегда запечатлелись в памяти будущего живописца. Позднее они не единожды фигурировали на его полотнах.

Способности к рисованию у маленького Кости проявились рано. Родители были не против увлечения сына, однако считали рисование мимолётной прихотью сына и не поощряли его.

Получив общее образование в Киевском училище, Константин поступил в Киевскую рисовальную школу украинского художника и педагога Николая Мурашко. Здесь учились Валентин Серов, Михаил Врубель и Николай Пимоненко. Учитель считал, что главное научиться рисовать с натуры, поэтому часто с учениками выходил на пленэры в окрестности Киева.

В 1877 году Крыжицкий поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств. Там он учился у Михаила Клодта и считался одним из лучших студентов курса. Все педагоги отмечали его врождённый талант и трудолюбие.

Академию закончил со званием художника I степени. Кроме того, был награждён малой золотой медалью за экзаменационную картину «Дубы». Уже здесь чувствовался присущий Крыжицкому творческий почерк с проработкой деталей, ощущением света, воздуха.

Большинство работ Крыжицкого демонстрировалось на академических выставках, начиная с 1879 года, где их быстро раскупали коллекционеры. Лучшими считаются: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Хутор в Малороссии» (1884), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889, приобрёл император Александр III), «Майский вечер» (1886).

«Повеяло весной»

В 1889 году Крыжицкому присвоили почётную степень академика пейзажной живописи. В следующем году его работы экспонировались на Всемирной выставке в Париже.

В 1909 году картины Константина Яковлевича выставляли на Международной художественной выставке в Мюнхене. А осенью 1910-го в Лондоне впервые была представлена последняя картина Крыжицкого «Повеяло весной». На ней художник изобразил зимний лес, густо засыпанный снегом.

Художник много времени потратил на то, что изобразить снег как можно достовернее и реалистичнее. Он готов был переписывать его бесконечно, желая передать рыхлость и блеск снежинок и заполняющий всё свет.

Закончив многочасовой труд, он отправил двенадцать полотен в Лондон на выставку, организованную Константином Маковским. При этом был уверен, что «Повеяло весной» его самая лучшая работа.

Так оно и оказалось. Зрители и критики в один голос расхваливали картину, а один из ведущих музеев Лондона выразил желание приобрести её. Но художник хотел показать холст соотечественникам и отказал в продаже.

Весной 1911 года картину выставили в Академии художеств, и петербургское общество бурно аплодирует новому шедевру.

Скандал

Всё закончилось одним днём. В газете вышла статья Фомы Райляна о том, что почти такую же картину несколькими годами ранее написал художник Яков Бровар… Крыжицкого обвинили в плагиате. Хотя все видели: пусть сюжет и один, подача материала совершенно разная.

4 апреля в семь часов утра прислуга академика Константина Крыжицкого, войдя в кабинет его петербургской квартиры, увидела барина повешенным на ручке окна. Медицинская помощь была бесполезной… Константин Яковлевич был мёртв. Ему было 52 года.

На письменном столе покойного нашли предсмертную записку.

«Нервы не выдерживают. Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться. Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос… предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все… дорогие, хорошие… Был ваш и ухожу с мукой о вас… Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил… Райлян судит Крыжицкого!».

Хорошо знавшие академика коллеги прокомментировали случившееся: «Крыжицкий был всегда человеком с нервно повышенной чувствительностью и резко выражающейся впечатлительностью. В последние дни его совсем измотала кампания, поднятая против него в журнально-художественных кругах. Крыжицкий выставил картину, оказавшуюся удивительно схожей по сюжету и подробностям с ранее написанной картиной Бровара. Крыжицкого стали обвинять в плагиате. Обвинение было явно необоснованное. Нелепо обвинять такого мастера, как Крыжицкий, в плагиате. История с обвинением и поднявшаяся полемика страшно потрясли художника. И как результат — страшная трагедия».

Трагическая фотография

Фотография, о которой художник говорил в записке, была сделана за несколько лет до трагических событий.

Искусство фотографии тогда только зарождалось и автор снимка, говорят, это был Евгений Вишняков, желая его популяризировать, демонстрировал свои работы многим художникам. По одной из версий, фото было опубликовано в каком-то издании, по другой — его сделал сам Крыжицкий в Беловежской пуще…

Достоверно известно одно: роковой снимок в разное время попал на глаза Якову Бровару и Константину Крыжицкому. И они оба использовали его при работе над своими полотнами в разное время.

В том, что причиной скандала стало фото, знали ещё при жизни Крыжицкого. Но злые языки, считавшие, что использовать снимки в работе не достойно художника, не могли успокоиться и твердили, что он просто скопировал кадр…

Самое интересное, при этом многие отмечали, что художественная ценность работы Крыжицкого намного выше Бровара. Более того, Академия художеств отдала первенство Крыжицкому и купила его «Повеяло весной». По общему мнению, там было много света, снега и мастерства. Но для самого Константина Яковлевича это уже не имело значения. Ведь он-то знал, что никогда не занимался плагиатом, в котором его обвинили. И от этого ему было ещё больнее.

Узнать, участвовал ли в этой травле сам Яков Бровар, мне не удалось. Но как бы там ни было, история эта очень печальная…

Для информации. Творчество Константина Крыжицкого сегодня по-прежнему в цене.  В 2009 году на аукционе Sotheby`s рекордом продаж стало его полотно «Пейзаж» (1908) размером 108 х 143 см. Оно было продано за 465 тысяч долларов. На следующий год ушёл с молотка «Летний пейзаж» за 150 тыс. долларов. А в 2017-м ещё два произведения художника общей стоимостью 540 тыс. долларов продали с аукциона Christie`s.

Вечер на Украине
константин крыжицкий
Скит в лунную ночь

 

 

 

 

 

 

константин крыжицкий
Дубы
Перед дождем
константин крыжицкий
Константин Крыжицкий

Озеро

константин крыжицкий
Повеяло весной
Яков Бровар, Зимний пейзаж. Вид Беловежской пущи. (1906 — 1908 гг.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подготовке публикации использовались следующие материалы:

Общество имени А. И. Куинджи : Николай Кузанский, Большая российская энциклопедия, 2013. 

Сомов А. И. Крыжицкий, Константин Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XVIa.

Кондаков C. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. 

Сайт куртология.ру
Сайт энциклопедия мировой живописи, 369 выпуск.

Сайт ГТГ

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи» —День карнавала в Париже. Пейзаж Николая Тархова